Увага! Це стара версія сайту. Перехід до нової версії

В і д к р и т т я. Н о в о в в е д е н н я. Д о с в і д


Галина Гречко,

зам. директора централизованной библиотечной
системы для детей, г. Николаев


Детские библиотеки как центры информации
и релаксации для детей с ограничениями
жизнедеятельности

Сегодня библиотеки для детей представляют собой один из социальных институтов, который может помочь читателям с ограниченными возможностями преодолеть информационную и личностную замкнутость, обеспечить широкий доступ к информации, максимально используя информа-ционные технологии, сочетая при этом различные формы и методы библиотечного обслуживания. Скоординированная модель этого обслуживания определена в нашей комплексной программе "Глубинная экология человечества в защиту детства". Именно детская библиотека в нашем городе взяла на себя функции волонтера и релаксатора в оказании помощи этой группе пользователей по приобретению социального, читательского опыта посредством проведения дней общения и дней психологической помощи семьям, имеющим "проблемных" детей, обеспечения доступа к Internet, создания медиатек, внедрения элементов коррекционной работы с помощью АРТ-методик и др. Благодаря социальному партнерству налажены связи с организациями, занимающимися проблемами детей с ограничениями жизнедеятельности. О них обычно говорят: дети с ограниченными возможностями - инвалиды по зрению, слабослышащие, страдающие заболеваниями опорнодвигательного аппарата. А, между тем, это просто дети, которые больше, чем кто-либо, нуждаются в общении, внимании, заботе. Но недуг изолировал их от общества, затрудняя физическое, психическое и личностное развитие.

Крайне узок круг друзей, с которыми общаются такие дети, в то время как рядом существует большой мир, незнакомый и малодоступный для них.

Мы, работники Центральной библиотеки для детей г. Николаева, понимали, что дети-инвалиды также, как и другие дети, имеют право на получение информации, быть читателями библиотеки, которая им удобна для пользования, и чем раньше библиотека включится в работу по оказанию помощи этим детям в приобретении социального, читательского опыта, тем менее болезненными будут процессы адаптации и интеграции их в общество.

Чтобы создать модель скоординированного библиотечного обслуживания детей с ограничениями в жизнедеятельности, социально и интеллектуально зависимых, библиотека подготовила комплексную программу "Глубинная экология человечества в защиту детства", которая предусматривала работу с детьми:
· имеющими проблемы в интеллектуальном развитии (дети из специализированных интернатов, из классов интеллектуальной коррекции средних школ);
· социально не защищенными (дети, лишенные полного родительского окружения; дети из малообеспеченных семей; дети из интернатов для сирот; дети из учреждений специального назначения - детская колония, детский приют; дети, которые подверглись насилию в семье);
· имеющие ограниченные возможности посещения библиотеки (дети-инвалиды из центра ранней социальной реабилитации; одаренные дети с физическими недугами; дети-инвалиды, обучающиеся на дому; дети, находящиеся на длительном лечении в стационарах детских лечебных учреждений).

Группы детей, включенных в программу "Глубинная экология человечества в защиту детства":
1 - дети, нуждающиеся в интеллектуальной
коррекции;
2 - социально не защищенные дети;
3 - дети, подвергшиеся насилию в семье;
4 - дети из учреждений специального назначения;
5 - дети с ограничениями жизнедеятельности.

За последние три года была проведена достаточно объемная работа по многим направлениям библиотечной деятельности, касающихся проблем налаживания коммуникативных связей с этими категориями детей, их родителями. Был сформирован банк данных о:
· правовых документах и социальных услугах относительно детей-инвалидов;
· социальных, психологических и педагогических учреждениях, занимающихся проблемами детей-инвалидов;
· учебных учреждениях, предлагающих вариативные формы образования детей с трудностями обучения в общеобразовательной школе;
· службах психологической защиты детей, попавших в экстремальную ситуацию;
· лечебных учреждениях на Украине и за рубежом (через сеть Internet), которые могут оказать помощь детям-инвалидам;
· отделах труда и занятости, трудоустраивающих детей-инвалидов.

Была продумана и обеспечена реализация права вышеуказанных категорий детей на пользование услугами библиотеки посредством:
· стационарного льготного обслуживания;
· обслуживания детей и их родителей в режиме "Домашний абонемент";
· обслуживания в стационарах детских лечебных учреждений города;
· психологической и моральной поддержки детей с помощью инновационных форм межличностного общения - "листков доверия", "листков желаний", "книгодебатов", "викторин на дому" и др.
Осуществлялась информационная поддержка областных социальных программ "Молодой инвалид", "Предупреждение жестокости и насилия против ребенка", "Профилактика суицидального поведения среди подростков и молодежи" и др.

Наиболее мобильными группами этой программы стали коррекционно-интеллектуальная группа и группа с ограничениями жизнедеятельности.

Обобщив результаты маркетинговых исследований, мы сумели выявить увлечения и способности детей, обеспечить удобное эргономическое пространство для них, создать "зоны" для чтения, занятий досуга и релаксации.

Интеллектуальная коррекция - это следствие серьезного заболевания, ограничивающее детей во многих сферах жизнедеятельности.

Благодаря высокой культуре общения опытных педагогов, родителей, врачей, их доброжелательности и непредвзятости в решении различных проблем, мы достигли эффективного взаимодействия и взяли на себя информационное обеспечение направлений учебной деятельности этих детей.
Для данной категории читателей создан консультационный центр.

Здесь опытные педагоги помогают подготовиться к школе, адаптироваться к коллективу сверстников, учебе. При центре организовано диагностирование ребенка, диагностирование семейных контактов и влияния родителей на развитие потенциальных возможностей детей. Эту диагностику проводит высококвалифицированный психолог с помощью разнообразных тестов и анкет.

Очень привлекает детей и родителей возможность компьютерного тестирования: тест на интеллект, тест механической понятливости и др.
Внедряются в практику элементы коррекционной работы с помощью Арт-методик, развивающих игр.

Сегодня практически каждый второй родитель этих детей сталкивается с такими проблемами, как: нарушения в общении, конфликтность, обособленность, неадекватность поведения. Мы понимали, что это причины серьезных интеллектуальных и эмоционально-личностных проблем в будущем, и без психолога здесь не обойтись.

Один раз в квартал в библиотеке проводятся Дни психологической помощи семье.

Но под особую опеку в библиотеке взяты дети-инвалиды. И это не случайно.

Информация играет в жизни инвалида огромную роль вследствие того, что, с одной стороны, физический недостаток ограничивает их доступ к другим культурным ценностям, с другой, помогает ему быстрее адаптироваться в обществе, способствует развитию творческих возможностей, самоутверждению личности, ее социализации.

Однако обеспечить широкий доступ к информации сегодня возможно при условии максимального использования информационных технологий, сочетания различных форм и методов обслуживания.

Именно библиотека может помочь читателям с ограничениями жизнедеятельности преодолеть информационную и личностную замкнутость.

В 1999 году ЦДБ приняла участие в конкурсе проектов фонда "Возрождение" на получение гранта. Проект имел название "Ты не один в мире" (Библиотеки в помощь детям-инвалидам) и был направлен на информационную поддержку талантливых детей-инвалидов, которым необходима разносторонняя информация для учебы, развития способностей и организации досуга, обеспечение свободного доступа к интегрированным информационным ресурсам на основе использования современных компьютерных технологий и средств телекоммуникаций.

Проект получил поддержку Сетевой библиотечной программы Института открытого общества (Будапешт) на сумму 10 000 $.

В результате внедрения проекта было приобретено:
· шесть компьютеров с цветными принтерами и модемами, которые установлены дома у детей, больных ДЦП;
· сервер для центральной детской библиотеки, помогающий предоставлять детям через телекоммуникационные каналы необходимую информацию;
· видеокамеру, видеомагнитофон, с помощью которых снимаются театрализованные мероприятия, проходящие в библиотеке, с дальнейшей их демонстрацией на дому у детей-инвалидов;
· ксерокс, который позволил получать информацию в виде ксерокопии срочно и оперативно детям и их родителям, врачам-реабилитологам.

Презентация проекта стала праздником для всех - библиотеки, городской общественности и, конечно, детей.

Такое в жизни этих ребят было впервые. Им ведь привычнее домашняя обстановка - учатся дома, круг общения ограничен.

За очень короткий срок сотрудники отдела новых информационных технологий библиотеки помогли детям освоить сложную компьютерную технику. И теперь ребята могут с помощью компьютера рисовать, писать стихи, небольшие рассказы и даже музыку. Ведь возможности компьютерной техники не ограничены и познавать их придется долго.

Очень радуют нас успехи юной художницы Ариадны Гайсиной. Ариадна, несмотря на юный возраст (18 лет), - личность известная: "Горожанин года" в номинации "Наши надежды", лауреат фестивалей детского творчества, победитель конкурсов рисунков, автор интересных графических работ и аппликаций. Рада - человек с живым и острым складом ума, с ней интересно общаться, внутренний мир ее очень богат. Еще больше раздвинуть его границы, вывести за стены дома, за "маршрут" инвалидной коляски к сверстникам, образованию, к информации помог компьютер. Первые ее компьютерные графические работы откровенно поразили не только нас, библиотекарей, но и специалистов.

Еще одна наша ученица - Яна Меринова, серьезно занялась созданием собственной иллюстрированной "энциклопедии".

Остальные ребята довольно успешно овладевают клавиатурой, работают с текстовым редактором, играют в развивающие компьютерные игры.

Особую значимость для детей-инвалидов имеет обеспечение доступа к информационным ресурсам Internet. Он раздвигает границы общения, которое для людей с физическими недостатками имеет жизненно важный, в какой-то мере реабилитационный характер, ведь для многих Internet - единственный "выход" в мир.

В этой компьютерной сети можно найти огромное количество книг, обучающих программ, тематических баз данных, энциклопедий и словарей.

Наличие всего этого материала в электронном виде дает возможность обеспечить себя нужной информацией, осуществить поиск по различным параметрам.

Internet - информационная "биржа" не только для детей, но и их родителей. С помощью Internet родители могут получить информацию о:
· новых методиках лечения, возможностях лечения детей-инвалидов за рубежом и в ближнем зарубежье;
· учебных заведениях, где могут получить образование дети-инвалиды;
· условиях усыновления детей-инвалидов-сирот зарубежными семьями и др.
Все участники проекта были подключены к Internet.

В рамках проекта в ЦДБ был создан Центр информации и релаксации для детей-инвалидов.

В центре организована оптимальная структура, выделены соответствующие эргономические "зоны" с учетом физического состояния детей, их потребностей и увлечений.

Здесь собрана большая коллекция книг и периодических изданий, компакт-дисков, специализированных изданий ("говорящие книги" на CD-ROM , книги со специальным шрифтом, адаптированные издания), литература по вопросам педагогики, психологии, логопедии, реабитологии и др.

Здесь, по предварительным запросам, можно получить консультации психолога, врача, реабилитолога.

Центр занимается работой с детьми-инвалидами, которые находятся на длительном лечении в стационарах лечебных учреждений. Для них проводятся выездные зрелищные мероприятия, осу-ществляется обмен книгами непосредственно в лечебном учреждении.

Еще одним положительным моментом реализации проекта стало создание медиатеки (CD-ROM, видео и аудиокассеты, лазерные диски, другие носители информации). Здесь дети-инвалиды и их сверстники производят обмен CD-ROM, обмениваются личными записями.

Создание медиатеки позволило расширить возможности библиотеки и привлечь новых читателей, дало возможность использовать ресурсы новейших технологий: просмотр CD-дисков, самостоятельное интерактивное обучение иностранным языкам и др.

Одним из показателей успеха проекта стали дни общения с детьми-инвалидами и их родителями, которые каждый месяц проходят в стенах библиотеки. В этот день ребята участвуют в театрализованных представлениях, конкурсах, обмениваются мнениями о книгах, учебе, выбирают понравившиеся книги для чтения дома. Родители имеют возможность пообщаться друг с другом, проконсультироваться с педагогами-реабилитологами Центра ранней социальной реабилитациями детей-инвалидов.

Дети всегда уходят с подарками, которые готовит для них фирма "Инвар" - наш спонсор. Очень часто в такой день нашими гостями являются воспитанники Центра ранней социальной реабилитации, педагоги центра. Для них - интересные мероприятия: виртуальные уроки, экскурсии и путешествия, развивающие моторику рук игры, конкурсы. Практикуется в библиотеке заочное телефонное общение, во время которого знакомятся между собой дети, чьи интересы, психологические особенности сходятся.

Выделенное рабочее место для читателя с целью работы на персональном компьютере дает возможность индивидуально работать с каждым ребенком, учитывая степень его заболевания, интеллектуальный уровень, возможность работать руками.

Несколько слов об еще одной категории детей, с которыми работают детские библиотеки. Природа щедро одарила их талантом видеть прекрасное, воспроизводить его в рисунках, но, к сожалению, не дала возможность слышать.

Недавно в ЦДБ прошла презентация работ юных художников - учащихся интерната для слабослышащих детей. Настоящими именинниками чувствовали себя Игорь Марченко и Таня Гри-горенко, работы которых были наиболее интересными. Талантливым ребятам были вручены подарки от областного фонда "Милосердие и здоровье", фондов "Женская перспектива" и "Дия", фирмы "Инвар". Но самыми ценными подарками для них стали слуховые аппараты.

Начата работа еще с одной группой детей - слабовидящими и незрячими. Это одна из самых уязвимых групп.

Мир звуков и ощущений - атмосфера, в кото-рой живет человек, потерявший зрение. И он, как никто другой, нуждается в общении. А если это еще и ребенок, подросток, юноша, потребность эта возрастает вдвое.

Совместно со специалистами начали разработку программы по внедрению адаптивных технологий, вспомогательных тифлотехнических средств.

Начато формирование фонда изданиями с брайлевским шрифтом, создание фонограмм "говорящих книг".

Наши шведские коллеги (совместный семинар "Партнерство во имя ребенка" прошел на базе нашей библиотеки в сентябре 2001 г.) подарили подборку тактильных детских книг.

Думаем над приобретением программ "говорящий калькулятор", "говорящие шахматы", озвученный толковый словарь Ожегова, программы по озвучиванию клавиатуры для обучения работе на компьютере.

К сожалению, существуют и другие нерешенные проблемы. Для дальнейшей плодотворной работы, ее совершенствования нам катастрофически не хватает дополнительных помещений.

Еще очень медленно идет процесс компьютеризации наших детских библиотек (их в городе 11, и только центральная библиотека имеет парк компьютеров).
Чтобы работа, которую мы начали, имела научную основу, логическую последовательность, в штате библиотеки должны были быть социолог, психолог, реабилитолог, сурдолог.
Уже в этом году возникла настоятельная проблема в специальной подготовке библиотекаря для работы с этой категорией читателей. Обычному специалисту делать эту работу сложно морально.

Я уже не говорю о том, что многие наши библиотеки абсолютно не приспособлены к приему в своих стенах детей-инвалидов: отсутствуют специальные подъезды, поручни, нет достаточных проходов для проезда инвалидной коляски.

Все чаще встает вопрос о постоянном комплексном обслуживании детей-инвалидов, когда наравне с библиотекарем ежедневно будут работать программисты, социальные работники, юристы, офтальмологи, дефектологи, логопеды и др.

Задачи нелегкие, но решать их необходимо. Ведь дети-инвалиды - это тоже наше будущее. И если нет возможности в полной мере вернуть им здоровье, то необходимо создать условия для их полноценной жизни и развития.

Успешно работать в данном направлении позволяет консолидация специалистов, заинтересованных организаций, учреждений и ведомств.

Мы тесно сотрудничаем с центром ранней социальной реабилитации детей-инвалидов "Надежда", ассоциацией матерей детей-инвалидов, помогаем родителям находить коммерческие фирмы, общественные организации для оказания материальной помощи детям.

А сегодня наши нетрадиционные группы читателей и их родители знают: если им когда-нибудь покажется, что в жизни осталось мало бескорыстия и доброты, они могут рассчитывать на свою детскую библиотеку. Их здесь всегда ждут и очень любят.


 Карта серверу
 До змісту
 До головної сторінки