Увага! Це стара версія сайту. Перехід до нової версії
В і д к р и т т я. Н о в о в в е д е н н я. Д о с в і д
Галина Гречко,
зам.
директора централизованной библиотечной
системы для детей, г. Николаев
Детские библиотеки как центры информации
и релаксации для детей с ограничениями
жизнедеятельности
Сегодня библиотеки для детей представляют собой один из социальных институтов,
который может помочь читателям с ограниченными возможностями преодолеть информационную
и личностную замкнутость, обеспечить широкий доступ к информации, максимально
используя информа-ционные технологии, сочетая при этом различные формы и методы
библиотечного обслуживания. Скоординированная модель этого обслуживания определена
в нашей комплексной программе "Глубинная экология человечества в защиту
детства". Именно детская библиотека в нашем городе взяла на себя функции
волонтера и релаксатора в оказании помощи этой группе пользователей по приобретению
социального, читательского опыта посредством проведения дней общения и дней
психологической помощи семьям, имеющим "проблемных" детей, обеспечения
доступа к Internet, создания медиатек, внедрения элементов коррекционной работы
с помощью АРТ-методик и др. Благодаря социальному партнерству налажены связи
с организациями, занимающимися проблемами детей с ограничениями жизнедеятельности.
О них обычно говорят: дети с ограниченными возможностями - инвалиды по зрению,
слабослышащие, страдающие заболеваниями опорнодвигательного аппарата. А, между
тем, это просто дети, которые больше, чем кто-либо, нуждаются в общении, внимании,
заботе. Но недуг изолировал их от общества, затрудняя физическое, психическое
и личностное развитие.
Крайне узок круг друзей, с которыми общаются такие дети, в то время как рядом
существует большой мир, незнакомый и малодоступный для них.
Мы, работники Центральной библиотеки для детей г. Николаева, понимали, что дети-инвалиды
также, как и другие дети, имеют право на получение информации, быть читателями
библиотеки, которая им удобна для пользования, и чем раньше библиотека включится
в работу по оказанию помощи этим детям в приобретении социального, читательского
опыта, тем менее болезненными будут процессы адаптации и интеграции их в общество.
Чтобы создать модель скоординированного библиотечного обслуживания детей с ограничениями
в жизнедеятельности, социально и интеллектуально зависимых, библиотека подготовила
комплексную программу "Глубинная экология человечества в защиту детства",
которая предусматривала работу с детьми:
· имеющими проблемы в интеллектуальном развитии (дети из специализированных
интернатов, из классов интеллектуальной коррекции средних школ);
· социально не защищенными (дети, лишенные полного родительского окружения;
дети из малообеспеченных семей; дети из интернатов для сирот; дети из учреждений
специального назначения - детская колония, детский приют; дети, которые подверглись
насилию в семье);
· имеющие ограниченные возможности посещения библиотеки (дети-инвалиды из центра
ранней социальной реабилитации; одаренные дети с физическими недугами; дети-инвалиды,
обучающиеся на дому; дети, находящиеся на длительном лечении в стационарах детских
лечебных учреждений).
Группы детей, включенных в программу "Глубинная экология человечества в защиту детства":
1 - дети, нуждающиеся в интеллектуальной
коррекции;
2 - социально не защищенные дети;
3 - дети, подвергшиеся насилию в семье;
4 - дети из учреждений специального назначения;
5 - дети с ограничениями жизнедеятельности.
За последние три года была проведена достаточно объемная работа по многим направлениям
библиотечной деятельности, касающихся проблем налаживания коммуникативных связей
с этими категориями детей, их родителями. Был сформирован банк данных о:
· правовых документах и социальных услугах относительно детей-инвалидов;
· социальных, психологических и педагогических учреждениях, занимающихся проблемами
детей-инвалидов;
· учебных учреждениях, предлагающих вариативные формы образования детей с трудностями
обучения в общеобразовательной школе;
· службах психологической защиты детей, попавших в экстремальную ситуацию;
· лечебных учреждениях на Украине и за рубежом (через сеть Internet), которые
могут оказать помощь детям-инвалидам;
· отделах труда и занятости, трудоустраивающих детей-инвалидов.
Была продумана и обеспечена реализация права вышеуказанных категорий детей на
пользование услугами библиотеки посредством:
· стационарного льготного обслуживания;
· обслуживания детей и их родителей в режиме "Домашний абонемент";
· обслуживания в стационарах детских лечебных учреждений города;
· психологической и моральной поддержки детей с помощью инновационных форм межличностного
общения - "листков доверия", "листков желаний", "книгодебатов",
"викторин на дому" и др.
Осуществлялась информационная поддержка областных социальных программ "Молодой
инвалид", "Предупреждение жестокости и насилия против ребенка",
"Профилактика суицидального поведения среди подростков и молодежи"
и др.
Наиболее мобильными группами этой программы стали коррекционно-интеллектуальная
группа и группа с ограничениями жизнедеятельности.
Обобщив результаты маркетинговых исследований, мы сумели выявить увлечения и
способности детей, обеспечить удобное эргономическое пространство для них, создать
"зоны" для чтения, занятий досуга и релаксации.
Интеллектуальная коррекция - это следствие серьезного заболевания, ограничивающее
детей во многих сферах жизнедеятельности.
Благодаря высокой культуре общения опытных педагогов, родителей, врачей, их
доброжелательности и непредвзятости в решении различных проблем, мы достигли
эффективного взаимодействия и взяли на себя информационное обеспечение направлений
учебной деятельности этих детей.
Для данной категории читателей создан консультационный центр.
Здесь опытные педагоги помогают подготовиться к школе, адаптироваться к коллективу
сверстников, учебе. При центре организовано диагностирование ребенка, диагностирование
семейных контактов и влияния родителей на развитие потенциальных возможностей
детей. Эту диагностику проводит высококвалифицированный психолог с помощью разнообразных
тестов и анкет.
Очень привлекает детей и родителей возможность компьютерного тестирования: тест
на интеллект, тест механической понятливости и др.
Внедряются в практику элементы коррекционной работы с помощью Арт-методик, развивающих
игр.
Сегодня практически каждый второй родитель этих детей сталкивается с такими
проблемами, как: нарушения в общении, конфликтность, обособленность, неадекватность
поведения. Мы понимали, что это причины серьезных интеллектуальных и эмоционально-личностных
проблем в будущем, и без психолога здесь не обойтись.
Один раз в квартал в библиотеке проводятся Дни психологической помощи семье.
Но под особую опеку в библиотеке взяты дети-инвалиды. И это не случайно.
Информация играет в жизни инвалида огромную роль вследствие того, что, с одной
стороны, физический недостаток ограничивает их доступ к другим культурным ценностям,
с другой, помогает ему быстрее адаптироваться в обществе, способствует развитию
творческих возможностей, самоутверждению личности, ее социализации.
Однако обеспечить широкий доступ к информации сегодня возможно при условии максимального
использования информационных технологий, сочетания различных форм и методов
обслуживания.
Именно библиотека может помочь читателям с ограничениями жизнедеятельности преодолеть
информационную и личностную замкнутость.
В 1999 году ЦДБ приняла участие в конкурсе проектов фонда "Возрождение"
на получение гранта. Проект имел название "Ты не один в мире" (Библиотеки
в помощь детям-инвалидам) и был направлен на информационную поддержку талантливых
детей-инвалидов, которым необходима разносторонняя информация для учебы, развития
способностей и организации досуга, обеспечение свободного доступа к интегрированным
информационным ресурсам на основе использования современных компьютерных технологий
и средств телекоммуникаций.
Проект получил поддержку Сетевой библиотечной программы Института открытого
общества (Будапешт) на сумму 10 000 $.
В результате внедрения проекта было приобретено:
· шесть компьютеров с цветными принтерами и модемами, которые установлены дома
у детей, больных ДЦП;
· сервер для центральной детской библиотеки, помогающий предоставлять детям
через телекоммуникационные каналы необходимую информацию;
· видеокамеру, видеомагнитофон, с помощью которых снимаются театрализованные
мероприятия, проходящие в библиотеке, с дальнейшей их демонстрацией на дому
у детей-инвалидов;
· ксерокс, который позволил получать информацию в виде ксерокопии срочно и оперативно
детям и их родителям, врачам-реабилитологам.
Презентация проекта стала праздником для всех - библиотеки, городской общественности
и, конечно, детей.
Такое в жизни этих ребят было впервые. Им ведь привычнее домашняя обстановка
- учатся дома, круг общения ограничен.
За очень короткий срок сотрудники отдела новых информационных технологий библиотеки
помогли детям освоить сложную компьютерную технику. И теперь ребята могут с
помощью компьютера рисовать, писать стихи, небольшие рассказы и даже музыку.
Ведь возможности компьютерной техники не ограничены и познавать их придется
долго.
Очень радуют нас успехи юной художницы Ариадны Гайсиной. Ариадна, несмотря на
юный возраст (18 лет), - личность известная: "Горожанин года" в номинации
"Наши надежды", лауреат фестивалей детского творчества, победитель
конкурсов рисунков, автор интересных графических работ и аппликаций. Рада -
человек с живым и острым складом ума, с ней интересно общаться, внутренний мир
ее очень богат. Еще больше раздвинуть его границы, вывести за стены дома, за
"маршрут" инвалидной коляски к сверстникам, образованию, к информации
помог компьютер. Первые ее компьютерные графические работы откровенно поразили
не только нас, библиотекарей, но и специалистов.
Еще одна наша ученица - Яна Меринова, серьезно занялась созданием собственной
иллюстрированной "энциклопедии".
Остальные ребята довольно успешно овладевают клавиатурой, работают с текстовым
редактором, играют в развивающие компьютерные игры.
Особую значимость для детей-инвалидов имеет обеспечение доступа к информационным
ресурсам Internet. Он раздвигает границы общения, которое для людей с физическими
недостатками имеет жизненно важный, в какой-то мере реабилитационный характер,
ведь для многих Internet - единственный "выход" в мир.
В этой компьютерной сети можно найти огромное количество книг, обучающих программ,
тематических баз данных, энциклопедий и словарей.
Наличие всего этого материала в электронном виде дает возможность обеспечить
себя нужной информацией, осуществить поиск по различным параметрам.
Internet - информационная "биржа" не только для детей, но и их родителей.
С помощью Internet родители могут получить информацию о:
· новых методиках лечения, возможностях лечения детей-инвалидов за рубежом и
в ближнем зарубежье;
· учебных заведениях, где могут получить образование дети-инвалиды;
· условиях усыновления детей-инвалидов-сирот зарубежными семьями и др.
Все участники проекта были подключены к Internet.
В рамках проекта в ЦДБ был создан Центр информации и релаксации для детей-инвалидов.
В центре организована оптимальная структура, выделены соответствующие эргономические
"зоны" с учетом физического состояния детей, их потребностей и увлечений.
Здесь собрана большая коллекция книг и периодических изданий, компакт-дисков,
специализированных изданий ("говорящие книги" на CD-ROM , книги со
специальным шрифтом, адаптированные издания), литература по вопросам педагогики,
психологии, логопедии, реабитологии и др.
Здесь, по предварительным запросам, можно получить консультации психолога, врача,
реабилитолога.
Центр занимается работой с детьми-инвалидами, которые находятся на длительном
лечении в стационарах лечебных учреждений. Для них проводятся выездные зрелищные
мероприятия, осу-ществляется обмен книгами непосредственно в лечебном учреждении.
Еще одним положительным моментом реализации проекта стало создание медиатеки
(CD-ROM, видео и аудиокассеты, лазерные диски, другие носители информации).
Здесь дети-инвалиды и их сверстники производят обмен CD-ROM, обмениваются личными
записями.
Создание медиатеки позволило расширить возможности библиотеки и привлечь новых
читателей, дало возможность использовать ресурсы новейших технологий: просмотр
CD-дисков, самостоятельное интерактивное обучение иностранным языкам и др.
Одним из показателей успеха проекта стали дни общения с детьми-инвалидами и
их родителями, которые каждый месяц проходят в стенах библиотеки. В этот день
ребята участвуют в театрализованных представлениях, конкурсах, обмениваются
мнениями о книгах, учебе, выбирают понравившиеся книги для чтения дома. Родители
имеют возможность пообщаться друг с другом, проконсультироваться с педагогами-реабилитологами
Центра ранней социальной реабилитациями детей-инвалидов.
Дети всегда уходят с подарками, которые готовит для них фирма "Инвар"
- наш спонсор. Очень часто в такой день нашими гостями являются воспитанники
Центра ранней социальной реабилитации, педагоги центра. Для них - интересные
мероприятия: виртуальные уроки, экскурсии и путешествия, развивающие моторику
рук игры, конкурсы. Практикуется в библиотеке заочное телефонное общение, во
время которого знакомятся между собой дети, чьи интересы, психологические особенности
сходятся.
Выделенное рабочее место для читателя с целью работы на персональном компьютере
дает возможность индивидуально работать с каждым ребенком, учитывая степень
его заболевания, интеллектуальный уровень, возможность работать руками.
Несколько слов об еще одной категории детей, с которыми работают детские библиотеки.
Природа щедро одарила их талантом видеть прекрасное, воспроизводить его в рисунках,
но, к сожалению, не дала возможность слышать.
Недавно в ЦДБ прошла презентация работ юных художников - учащихся интерната
для слабослышащих детей. Настоящими именинниками чувствовали себя Игорь Марченко
и Таня Гри-горенко, работы которых были наиболее интересными. Талантливым ребятам
были вручены подарки от областного фонда "Милосердие и здоровье",
фондов "Женская перспектива" и "Дия", фирмы "Инвар".
Но самыми ценными подарками для них стали слуховые аппараты.
Начата работа еще с одной группой детей - слабовидящими и незрячими. Это одна
из самых уязвимых групп.
Мир звуков и ощущений - атмосфера, в кото-рой живет человек, потерявший зрение.
И он, как никто другой, нуждается в общении. А если это еще и ребенок, подросток,
юноша, потребность эта возрастает вдвое.
Совместно со специалистами начали разработку программы по внедрению адаптивных
технологий, вспомогательных тифлотехнических средств.
Начато формирование фонда изданиями с брайлевским шрифтом, создание фонограмм
"говорящих книг".
Наши шведские коллеги (совместный семинар "Партнерство во имя ребенка"
прошел на базе нашей библиотеки в сентябре 2001 г.) подарили подборку тактильных
детских книг.
Думаем над приобретением программ "говорящий калькулятор", "говорящие
шахматы", озвученный толковый словарь Ожегова, программы по озвучиванию
клавиатуры для обучения работе на компьютере.
К сожалению, существуют и другие нерешенные проблемы. Для дальнейшей плодотворной
работы, ее совершенствования нам катастрофически не хватает дополнительных помещений.
Еще очень медленно идет процесс компьютеризации наших детских библиотек (их
в городе 11, и только центральная библиотека имеет парк компьютеров).
Чтобы работа, которую мы начали, имела научную основу, логическую последовательность,
в штате библиотеки должны были быть социолог, психолог, реабилитолог, сурдолог.
Уже в этом году возникла настоятельная проблема в специальной подготовке библиотекаря
для работы с этой категорией читателей. Обычному специалисту делать эту работу
сложно морально.
Я уже не говорю о том, что многие наши библиотеки абсолютно не приспособлены
к приему в своих стенах детей-инвалидов: отсутствуют специальные подъезды, поручни,
нет достаточных проходов для проезда инвалидной коляски.
Все чаще встает вопрос о постоянном комплексном обслуживании детей-инвалидов,
когда наравне с библиотекарем ежедневно будут работать программисты, социальные
работники, юристы, офтальмологи, дефектологи, логопеды и др.
Задачи нелегкие, но решать их необходимо. Ведь дети-инвалиды - это тоже наше
будущее. И если нет возможности в полной мере вернуть им здоровье, то необходимо
создать условия для их полноценной жизни и развития.
Успешно работать в данном направлении позволяет консолидация специалистов, заинтересованных
организаций, учреждений и ведомств.
Мы тесно сотрудничаем с центром ранней социальной реабилитации детей-инвалидов
"Надежда", ассоциацией матерей детей-инвалидов, помогаем родителям
находить коммерческие фирмы, общественные организации для оказания материальной
помощи детям.
А сегодня наши нетрадиционные группы читателей и их родители знают: если им
когда-нибудь покажется, что в жизни осталось мало бескорыстия и доброты, они
могут рассчитывать на свою детскую библиотеку. Их здесь всегда ждут и очень
любят.
Карта серверу
До
змісту
До
головної сторінки