Національна бібліотека України для дітей
     
Віртуальна довідка1
Наша адреса:
03190, Київ, вул. Януша Корчака, 60
 
Написать письмо
 
 
 
   
Пошук по сайту  
 
Skip Navigation Links.
Про бібліотеку
Послуги та сервіси
Електронні ресурси
Вибрані Інтернет-ресурси
Це важливо знати
На допомогу бібліотекареві
Детские библиотекари Украины на Крымском форуме

"К р ы м – 2 0 0 3"

Наталья Семилет,
Централизованная библиотечная система для детей, г. Николаев

Шведский «социализм» начинается с библиотек

Освещается опыт международного сотрудничества Централизованной библиотечной системы г. Николаева. Автор делится впечатлениями от знакомства с работой библиотек Германии и Швеции. Наиболее полно отображено библиотечное обслуживание детей в Швеции.

Изменения, происходящие в настоящее время на Украине, дали возможность украинским библиотекарям наладить международные контакты с библиотекарями других стран. Несмотря на то, что Николаев долгие годы оставался закрытым городом, процесс налаживания международных связей коснулся и наших библиотек. Нам интересен опыт коллег, как из ближнего зарубежья — россиян, белорусов, так и дальнего. Многое узнаем из специальной печати, своими впечатлениями делятся коллеги, побывавшие за рубежом, возможность узнать о том, «как это там у них делается?» дает нам и ежегодная Международная Крымская конференция. Полезный зарубежный опыт стимулирует инновационную деятельность наших библиотекарей.

Возвращаясь из очередной поездки, после ознакомления с опытом модернизации библиотечного обслуживания в других странах, хочется «перевернуть горы»: немедленно идти на прием к мэру, депутатам, спонсорам и рассказывать, объяснять, доказывать, что все начинается с воспитания маленького человека, с тех условий, в которых он растет, обучается, какие книги читает, какие фильмы смотрит, где и как раскрывает свои творческие способности. И, что во всем этом немаловажную роль играют библиотеки. Беседуя с представителями органов власти, приводим примеры: в маленьком баварском городке Гермеринге, история которого насчитывает не более четверти века (возник при слиянии двух поселков) и где проживает чуть более 20 тысяч жителей, все начиналось со строительства замечательного 3-х этажного здания публичной библиотеки, театра и … спорткомплекса. Мэр города г-н Питер Браун, прибывший на встречу с украинскими библиотекарями, убедительно доказал, почему, прежде всего внимание культуре, а затем экономике. Да потому, что культура влияет на важнейшие аспекты жизни человека. Вот почему, создавая новую административную единицу, его команда приоритетным направлением избрала реализацию права горожан, и прежде всего детей и молодежи, на свободный доступ к информации, к достижениям мировой и немецкой культуры.

Рассказываем о том, что каждый покидающий свой пост президент Америки оставляет след в памяти американцев, построив здание библиотеки в честь «себя великого». Ну что ж, а мы благодарны нашему президенту уже за то, что он учредил впервые в Украине наш профессиональный праздник — День библиотек. Надеемся, что государственный подход к развитию культуры, и в частности библиотек, начнет претерпевать изменения в лучшую сторону после парламентских слушаний, после осуществления политической реформы в Украине. А пока уповаем на бога и просим его словами молитвы, которую я слышала от одного российского библиотекаря: «Боже, дай мне силы изменить то, с чем я не могу смириться, дай мне силы смириться с тем, что я не могу изменить, и дай мне мудрость отличить первое от второго».

Библиотекари — народ неутомимый и очень быстро откликающийся на все новое и передовое. Библиотеки Николаевского региона делают уверенные шаги в продвижении в мировое информационное общество. Свидетельством этого является эффективное сотрудничество с Международным фондом «Відродження», с Британским Советом в Украине, Гете–институтом, Посольством Швеции в Украине, Центром информационных ресурсов Посольства США, успешная реализация многих международных проектов, участие в международных семинарах и конференциях, поездки в зарубежные страны с целью ознакомления с опытом наших коллег.

По поручению правительства широкомасштабные задачи выполняет Гете–институт в области культурной политики, заботясь о развитии немецкого языка за рубежом, содействия международному сотрудничеству в сфере культуры и в частности библиотечного дела. Центральная библиотека для детей г. Николаева имеет давние связи с Гете–институтом. Так, директор Центральной библиотеки была приглашена выступить с докладом на международном семинаре в г. Киеве в качестве референта от Украины. Доклад, в котором освещалась маркетинговая концепция в работе библиотек ЦБС для детей г. Николаева, заинтересовал немецких коллег и был напечатан в немецком журнале «b ucher und bibliotek» (Книга и библиотека) в 1997 году. При содействии Гете–института, отдела зарубежных связей Немецкого библиотечного института (г. Берлин) в 1999 г. для группы библиотечных специалистов Украины, в состав которой посчастливилось войти и мне, была организована учебная поездка по библиотекам Баварии. Ее цель — знакомство с организацией библиотечного дела Германии на примере одной из ее федеральных земель. В программу входило посещение учреждений разного типа: Баварской государственной библиотеки, публичных городских, а также университетских в городах Регенсбург, Эрланген и Айхштетт.

Организация библиотечного дела в Германии связана с ее политическим устройством. Библиотеки в каждой федеральной земле подчиняются и финансируются вполне самостоятельными правительственными ведомствами. Общим, что присуще всем библиотекам, является финансовая отчетность перед общественностью. И в то же время, в их деятельности безраздельно господствует интеллектуальная свобода, которая дает возможность в богатых библиотеках проводить такие оригинальные и социально значимые для местного населения мероприятия, которые затем приносят библиотеке дивиденды в виде уважения, авторитета, благополучия.

Знакомство с публичными библиотеками состоялось в городах Ландсберг и Гермеринг. Каждая из библиотек имеет свои индивидуальные особенности, но их объединяет забота о читателях, стремление создать для них максимум удобств и разнообразных услуг. Надолго запомнилось знакомство с университетскими библиотеками, которые всегда открыты для всех желающих, имеют богатые и уникальные фонды, расположены в зданиях, многие из которых по праву можно считать уникальными с точки зрения архитектуры.

Однако, наиболее близок и интересен для нас, детских библиотекарей, опыт работы с детьми в библиотеках Швеции. Со шведскими коллегами и их интересными идеями мы познакомились еще в 2000 году на 2-х семинарах, организованных посольством Швеции в Украине и Государственной библиотекой для детей Украины. Шведы приняли приглашение приехать на юг Украины и, при непосредственном содействии Посольства Швеции на нашей базе в конце 2001г состоялся семинар «Партнерство во имя ребенка». Для участия в семинаре были приглашены ведущие специалисты Швеции, Николаевской, Херсонской и Кировоградской областей: библиотекари, педагоги, журналисты, представители органов власти. Во время выступлений и творческих дискуссий участники семинара обменялись опытом работы и обсудили такие вопросы: «Информационный комфорт семьи, как синтез традиций и новаций в библиотеке для детей», «Вместе ожидаем рождения и воспитываем будущего читателя», «Глубинная экология человечества на защите детства», «Дети в современном телекоммуникационном пространстве».

Очень интересные выступления шведов: Лизы де Сузи — консультанта–библиотекаря региональной библиотеки г. Оребру, Катарины Дорбель–консультанта-библиотекаря г. Вестра Йотланда, Биргиты Тенандер — руководителя проектов Шведского института сменялись не менее удачными докладами ведущих специалистов Центральной библиотеки для детей, а также преподавателей Николаевского педагогического университета. Тепло принимали участники семинара педагога–рассказчика из Швеции Ульфа Эрнстрема. Проведенный им work-shop по развитию умения рассказывать увлек всех.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. И вот в октябре прошлого года по приглашению Шведского института украинская делегация в составе 4-х человек — руководителей ЦБС для детей Николаева и Севастополя были приглашены в Швецию для знакомства с работой библиотек. Швеция, как правило, вызывает у нас положительные эмоции: там делают самые надежные в мире автомобили «Вольво», там присуждают Нобелевские премии, там написаны любимые нами детские книги. Разбуди ночью россиянина или украинца, спроси, что такое Швеция, и он, скорее всего пробормочет: «Карлсон на крыше». Очень часто шведскую модель развития называют социалистической. Не будем увлекаться политологией — мы библиотекари, но если вести речь о «шведском социализме», то по нашему мнению, он начинается с библиотек! Библиотеки Швеции —это уникальное явление, как и все в Швеции. Ими накоплены богатые традиции обслуживания книгой и обеспечения информацией разных слоев населения.

Публичные библиотеки рассматриваются не только как очаги книжной и печатной культуры, но и как важнейшие центры свободного общения людей, проведения различных мероприятий, театральных и концертных представлений, лекций и бесед, дебатов и дискуссий. Муниципальные органы власти постоянно стремятся к улучшению материально-технической базы и строительства новых зданий для библиотек. Простота и комфорт — основные отличительные черты внутрибиблиотечных интерьеров. Удобная, стильная мебель, легко трансформирующаяся и создающая, при необходимости, новые пространства: мини-концертный зал, мини-галерею и т. п. Особое значение придается освещению, фитодизайну. Нас удивляли и восхищали замечательные композиции из живых цветов, обилие зелени при искусственном освещении.

Шведы любят сохранять и беречь традиции прошлого. Об этом свидетельствуют замечательные музеи, которые нам удалось посетить. Но и в каждой из библиотек мы увидели мини-экспозиции, отображающие то ли историю библиотеки, то ли ее связи с выдающимися людьми города. А в Публичной городской библиотеке Стокгольма с особой любовью оформили экспозицию стульев, которыми пользовались читатели со дня ее открытия и до наших дней. К дизайну стульев здесь отношение особое: стул должен быть прочным, удобным и красивым. Его дизайн в детской библиотеке может быть стилизован под мышонка или другое животное, высокая закругленная во внутрь спинка — защищать от посторонних взглядов и создавать иллюзию уединенности, и т.п.

Компьютер в библиотеках Швеции воспринимается как средство, необходимое для оперативного осуществления основных их функций. Когда кто-то из нашей делегации задал вопрос: «Сколько в вашей библиотеке компьютеров?» — заведующая удивленно ответила: «А мы не считали».

Компьютеры доступны любому читателю. Запись книг, как в детской библиотеке, так и во взрослой производится читателями самостоятельно. Что интересно: пользование компьютерами напоминает «шведский стол», то есть они установлены таким образом, что копаться в «информационном меню» и получать «информационную пищу» можно только стоя. Это значит, что в библиотеке компьютеры — необходимая реальность, они — средство оперативного получения информации, а не развлечения.

Дети с необыкновенной легкостью адаптируются в мире глобальных информационных сетей, здесь для этой цели созданы все условия.

С 1996 года шведские дети могут воспользоваться услугами «Детской библиотеки» в Интернете. Еженедельно это делают 1700–2000 пользователей. Стоимость проекта 450 000 крон, которые выделяются Фондом «Культура будущего» и Региональной библиотекой Западного Этланда.

Идея этой виртуальной библиотеки возникла тогда, когда выяснилось, что детям и библиотекарям не легко находить необходимые страницы в сети Интернет.

Главная страница предлагает для выбора девять позиций: «Книжная информация», «Напиши книжку», «Разговор о книгах», «Библиотека», «Писатель», «Книги», «Герои книг», «Спросите библиотекаря», ссылки на другие страницы.

Самая популярная — это «Книжная информация», которая включает сотни аннотаций на книги, упорядоченные по возрасту читателей, по жанрам произведений и по другим характеристикам, например по темам. Посетив страничку «Разговор о книгах», можно принять участие в дискуссиях, к которым привлекаются и писатели. Позиция «Книги» дает возможность находить книги и отдельные произведения, которые можно непосредственно прочесть в Интернете и т.д.

У дошкольников и подростков вызывают большой интерес озвученные странички, когда диктор читает тексты и рецензии.

«Детская библиотека» постоянно обновляется: каждый раз здесь появляются много новинок. В настоящее время ведется робота над новым проектом «Радость от чтения», который базируется на сотрудничестве библиотек со школами для глухонемых детей.

Инвалиды — это особая категория пользователей шведских библиотек. Программа «Яблоко», которая на государственном уровне внедряется в большинстве публичных библиотек Швеции, как раз предполагает, чтобы дети–инвалиды себя таковыми не чувствовали. Специальная полугодовая подготовка библиотекарей помогает им свободно общаться с такими читателями, преодолевая психологический барьер, и обучать их пользоваться компьютерными программами, разработанными исключительно для них, с подключением специальных дисплеев, цветной клавиатуры, разговорного синтезатора и т. п. Для плохо видящих детей, тексты на мониторе можно увеличить в 16 раз, что позволяет ребенку получить необходимую информацию самостоятельно.

Публичные библиотеки Швеции централизованно получают всю необходимую бибтехнику: от мебели до компьютеров, от ксероксов до разнообразных канцтоваров. Им доставляются специальные варианты информационных накопителей, куда входят: книги с крупным или брайлеровским шрифтом, аудио и видеокассеты, СD-RОМ, т. е. одно и тоже произведение на различных носителях, чтобы оно было доступно даже читателям с различными физическими проблемами.

Что касается книжного фонда, то при большом количестве читателей, как взрослых, так и детей, книги на полках — в замечательном состоянии, стоят как новенькие, все на подбор, что вызвало у нас естественное удивление. Оказывается, фонд полностью подлежит обновлению не реже чем 1 раз в 5 лет, а если книга, изнашивается то и раньше. Расстановка библиотечного фонда обеспечивает быстрый и доступный поиск необходимой литературы. Этому способствуют различные цветовые определители, символы, наклеенные на корешок книги. Обычно дети и взрослые обслуживаются в одном здании публичной библиотеки. Для детской библиотеки отводятся большие и светлые помещения со специальной мебелью. Приоритет обслуживания читателей–детей чувствуется во всем. В Швеции существует «культ» по отношению к детям: их любят, их не наказывают, им разрешают все, даже в общественных местах, (что не раз нам приходилось наблюдать) их воспитывают, в первую очередь, на лучших образцах литературы. В связи с тем, что стоимость книг в Швеции достаточно высока, государство заботится, чтобы каждый ребенок хотя бы, трижды, в различные периоды своего детства, получил в подарок хорошую книгу. Этому способствует специальные программы. Нас познакомили с интересными программами, которые разрабатывает и обеспечивает их внедрение книжное издательство «Книга для всех». При нем существует специальная служба, разрабатывающая такие программы, которые стимулировали бы чтение детских книг в семье. «Почитай мне, папа!» «Для всех внуков» — проекты, которые финансируются различными профсоюзами. Организация пенсионеров государственных предприятий и Шведский союз пенсионеров сотрудничают с учителями народных школ, библиотекарями и детскими садами.

Открытием стало для нас знакомство со школой и школьной библиотекой города Бароса. Здесь приятно удивляло все: мониторы в коридорах, из которых учащиеся получают информацию о школьной жизни (какой учитель заболел, и кто будет его заменять, какое интересное общешкольное мероприятие в ближайшее время ждет ребят, из них же они узнали о том, что школу посетили гости с Украины); условия, в которых дети учатся: чистота, порядок, обеспечение всем необходимым от учебников до красок и кисточек; необычная организация учебного процесса: каждый выбирает привлекающую его тему и в течение года работает над ней.

Здесь учащимся уже не обойтись без инфотеки. Именно такую структуру создали в школе на базе школьной библиотеки и компьютерного класса. Двенадцать автоматизированных рабочих мест, беспрепятственный выход в Интернет. Параллельно необходимую информацию можно получить из печатной продукции: книг, журналов, информационных накопителей. Недостаток информации можно компенсировать в публичной библиотеке, которая работает в тесном контакте со школой. Изучив и подготовив определенную тему, учащиеся отчитываются о проделанной работе перед сверстниками, учителями, родителями. Родители, к слову, очень активно привлекаются к учебному процессу и общественной жизни школы. Здесь нет классов, дети обучаются в небольших группах — до 12 человек, каждый сидит за отдельной партой. Состав групп может меняться в зависимости от выбранной темы. Стиль одежды, поведения и общения школьников напоминает американский: свобода во всем! К тому же, при посещении школы, мы уже знали, что шведским детям разрешается все: даже сидя приветствовать директора школы и гостей.

В Швеции обязательное 9-летнее среднее образование, а более 95% учащихся продолжают своё обучение ещё в течении 3-х лет в гимназии, где по желанию обучаются по одной из 16-ти общенациональных учебных программ с научной или профессиональной ориентацией. И постоянно они ощущают потребность в библиотеке, в книге, в информации. Программы учебных заведений строятся так, что сам преподаватель рекомендует дополнительно литературу по своему предмету, многие книги изучаются прямо на уроках.

Культ печатного слова, как и культ ребенка, мы наблюдали везде. Шведы — народ читающий. Полистать за чашечкой кофе толстую утреннюю газету, да не одну — святое дело для большинства граждан. Сделать это можно в публичной библиотеке бесплатно. Никто не спросит твою фамилию, не заставит сдать одежду в гардероб. Здесь же можно сыграть пару партий в шахматы или в шашки, назначить встречу своим друзьям — пенсионерам в библиотечном кафе.

Нам показали самые разные библиотеки. Они очень популярны среди жителей и богаты своей разновидностью. Это королевская библиотека, публичные, библиотека–детский сад для детей–эмигрантов, сериатеки (библиотеки комиксов). Но особое восхищение вызвали у нас библиотеки при культурных центрах. Здесь под одной крышей размещены: и библиотека для мам с маленькими детьми, и сериатека для подростков, и выставочные залы, и книжный магазин, и детское кафе, и бар для взрослых, и художественная студия для малышей, куда можно прийти всего лишь один раз, и получив мольберт, краски, фартучек, порисовать под руководством опытного педагога. Юные посетители культурного центра с одинаковой охотой знакомились с новыми книгами, принимали участие в конкурсе на лучшую сказку и в состязании на самый высокий прыжок на ярком батуте. Здесь проявляют заботу и о том, чтобы детям было где физически размяться и на время отвлечься от чтения. А молодым мамам, пришедшим с несколькими детьми, созданы условия поменять грудничку памперс, который выдают бесплатно, покормить ребенка. Ни один культурный центр не обходится без библиотеки. Любовь к книге и чтению — это национальная черта шведов

Создать для своих пользователей атмосферу душевного комфорта, ненавязчиво и оперативно предоставить информацию — основная задача библиотекарей. Зарплата, у которых, к слову сказать, не такая уж большая — 20 тыс. крон в месяц, что приблизительно эквивалентно 2 тыс. $ (для сравнения 1 хот-дог стоит 20 крон, посчитайте сколько хот-догов можно купить на зарплату российского или украинского библиотекаря в сравнении со шведским.

Шведские библиотекари также одержимы своей работой, как и наши. Это, наверное, межнациональная черта библиотечного сообщества. Они постоянно ищут новые формы привлечения читателей и популяризации книг, понимая при этом, что от них самих, зависит какое мнение складывается в обществе о библиотеках. Девиз шведских библиотекарей: «Не ждать, а удержать инициативу».

Опыт зарубежных коллег свидетельствует об усилении роли библиотек в развитии демократии и местного самоуправления, социальной сферы и международных связей. Он дает возможность не только узнать что-то новое, побуждающее к творчеству, инновациям, но и сравнить свои достижения и недостатки с тем, что делают зарубежные коллеги. Он вселяет надежду на лучшую судьбу библиотек и библиотекарей в стране, где мы живем.

 

Для редагування, видалення інформаціі про дитину з сайту або повідомлення про нелегальний контент Ви можете звернутися за адресою: library@chl.kiev.ua

 
Останнє оновлення: 3/5/2024
© 1999-2010р. Національна бібліотека України для дітей