Національна бібліотека України для дітей

Вибрані Інтернет-ресурси
Це важливо знати
На допомогу бібліотекареві
   УМКА     Про себе, країну і світ

Тут мій дім

«Бывают края, что недвижны веками,
Зарывшись во мглу да мох.
Но есть и такие, где каждый камень
Гудит голосами эпох,
Где и версты по горам не проехать,
Не обогнуть мыс,
Чтоб скальная надпись иль древнее эхо
Не пробуждали мысль,
Чтобы, пройдя сквозь туманы столетий,
Яснее дня становясь
Вдруг величайшая тайна на свете
Не окликала вас.»
          И. Л. Сельвинский. «Крым».

Я родился и живу в Севастополе. Люблю свой город, люблю Крым за его неповторимые горные пейзажи, цветущие долины, ласковое море. Здесь нет двух гор, двух долин похожих друг на друга. А пещерные города, развалины древних крепостей – от них веет легендами и хочется осмотреть все памятные уголки Крыма, дотронуться руками до каменных стен древних городов, посетить неизвестные места и пройти по древним дорогам.

Уже пол года мы с папой и сестрой ходим в однодневные походы по туристической карте и пользуясь краеведческой литературой. Мы выбираем интересные маршруты и по воскресеньям отправляемся в путешествие с нашими друзьями. Надежные друзья, хорошая погода, карта, компас, по паре сарделек для желудка – и в путь, к неизведанному. Сколько прекрасных мест мы открыли для себя – Мангуп, Эски-Кермен, урочище Аязьма, каньон Черной реки, каньон речки Бага с красивыми водными каскадами.

Из книг узнали о существовании сохранившегося участка древней военной римской дороги – Via militaris, которая связывала опорную базу римской оккупации Таврии-Херсонес–с занятой и перестроенной ими же крепостью на Южном берегу – Хараксом на мысе Ай-Тодор. Дороге этой почти 2000 лет. Вероятнее всего эта дорога пролегала из Херсонеса до Байдарской долины по трассе нынешнего шоссе Ялта – Севастополь или где-то поблизости.

Наш поход состоялся 1 апреля 2001 года – хотите верьте, хотите нет. Из Севастополя мы доехали до села Орлиное, которое находится в Байдарской долине. Путешествие началось по старой ялтинской трассе в сторону перевала Байдарские ворота. Прямо перед нами возвышается гора Лысая, старое ее название – Биюк-Синор. Кстати, Синор в переводе с Тюркского означает «Камни, обозначающие путь к тропе». И мы пошли искать нашу тропу, вернее не тропу, а широкую дорогу. Через 1 км пути дорога по небольшому мосту пересекает горный ручей, протекающий по ущелью Деймень-Дере между горами Биюк-Синор и Орлиное гнездо. Пройдя еще 1 км в сторону перевала, сворачиваем влево. Именно здесь и начинается сохранившийся участок Via militaris.

Мы заходим в пробуждающийся весенний лес по широкой каменистой дороге. Лес встречает нас пением птиц и обилием первоцветов. Вдоль дороги цветут подснежники, рассыпались желтые, белые и розовые примулы. Встречаются очень старые дубы, грабы, которые, словно сказочные великаны ногами-корнями держатся за каменистые уступы. Дорога огибает лесистый северный склон горы Орлиное гнездо и проходит по живописному месту – справа склон горы со стесанными скалистыми стенами, покрытыми мхом, как ковром. Слева – глубокое ущелье. Там дорога укреплена подпорными стенами – крепидами. Пройдя 3 км мы попадаем в красивую межгорную долину и далее – на хребет Ай-Петринской яйлы. Мы на высоте около 700 метров над уровнем моря, но усталости при подъеме абсолютно не ощущаешь – настолько красивый и постоянно меняющийся пейзаж вокруг.

«Долины, скалы, лес мелькают предо мною,
Сменяясь, как волна в потоке за волною…
Тем вихрем образов – упиться любо мне!»
- писал Адам Мицкевич в стихотворении «Байдарская долина» в 1925 году. Именно «вихрь образов» постоянно сопровождает нас в пути. Дорога огибает мыс Кильсе-Бурун и идет вдоль скалистого края Байдаро-Кастропольской стены на восток. Сойдем с древней дороги и подойдем к краю скалы. Сердце замирает, дух захватывает от увиденного. С высоты птичьего полета открывается изумительный вид на Южный берег Крыма от Фороса на западе до горы Кошка на востоке. На почти вертикальных голых скалах растут сосны. Глядя на них поражаешься их стойкости и жизненной силе. Далеко внизу тонкой ниточкой вьется новая трасса Севастополь – Ялта, пронизывающая через туннель находящуюся под нами гору Дракон. Прямо под скалами проходит старая ялтинская дорога. И конечно необъятное море до самого горизонта.

Вместе с нами по детски радуется увиденному наш самый маленький путешественник. Ему еще нет семи лет, но наравне с нами он, вместе с моей сестричкой Лелей, идет по горным тропам, поет басом веселые песенки и рассказывает нам анекдоты – ведь сегодня 1 апреля.

Если пойти вдоль скал на запад, к Байдарским воротам, можно спуститься к Форосской церкви Вознесения, находящейся на Красной скале. Но это уже другой интересный маршрут. Мы же пошли по римской дороге на восток. На протяжении 6 км дорога, шириной 6 – 6,5 метров, вырублена в скале – те же крепиды, те же подпорные стены. Можно найти осколки черепицы и древней керамики. Сделаем небольшой привал и посидим немного в тишине у древней дороги. Кажется, что легкий ветерок доносит до нас из глубины веков голоса римских легионеров, слышен скрип повозок, стук копыт. Исчезает чувство времени, дорога ведет из прошлого в будущее и мы незримо ощущаем рядом присутствие странников из грядущих тысячелетий. Кажется, что вот-вот мы увидим друг друга, но порыв ветра над яйлой развеял видение, мы опять в реальном мире, пора в путь. Впереди - красивый горный пейзаж, главная гряда Крымских гор все выше и выше. По пути нам встретилась пещера с узким лазом и старый дуб - патриарх. Сколько же он видел на своем веку! Через 3 – 4 км пути дорога начинает снижаться и выводит нас на огромную поляну, окруженную высоким лесом. На севере поляны находится гора Пилавтепе, что переводится как «вершина в виде кучки плова». Действительно белая скалистая куполовидная вершина с редким можевельником, похожа на плов с зеленью. На поляне мы устроили большой привал, рядом с колодцем. Из сухих веток развели костер и пожарили на шампурах сардельки. Неплохо бы приготовить шашлык, но из-за цены шашлык скоро будет занесен в Красную книгу, как исчезающее блюдо.

После часового привала мы вернулись на нашу дорогу и через 1 км подошли к памятнику партизанам. По тропе уходим вправо в сторону Южного берега. Перед нами древний, самый короткий перевал на Южный берег – Шайтан-Мердвен или Чертова Лестница. Шайтан-Мердвен – ландшафтно-археологический памятник Крыма. Но прежде чем спуститься на юг, мы посетим еще одно интересное место, о котором мало кто знает. Пройдя через заросли сосново-букового леса метров 300 на восток, мы вышли на Исар-Кая. Это скала над Чертовой Лестницей, на которой находился Исар – средневековая крепость, охранявшая римскую дорогу и перевал. Развалины крепости частично сохранились. Здесь мы нашли массу осколков черепицы, осколки кувшинов, посуды.

Спуск по перевалу Шайтан-Мердвен не трудный, а раньше здесь проходили даже повозки. Сохранились подпорные крепиды, стесанные выступы, марши. Много известных людей побывали на Чертовой Лестнице и оставили о ней воспоминания в литературных трудах. Прошли здесь Паллас, Дюбуа де Монпере, Пушкин, Грибоедов, Жуковский, Бунин, Гарин-Михайловский, Брюсов, Скиталец. Прошли по лестнице и мы, переполненные впечатлениями странники. В письме другу Пушкин писал: «По горной лестнице взобрались мы пешком, держа за хвост татарских лошадей наших.» А вот что писала Леся Украинка:

«Красные скалы и сизые горы
Дико и грозно нависли над нами
Это злых духов пещеры, затворы
Высятся под облаками.
Скалы до моря сползают грядою
Чертовой лестницей их называют
Демоны ходят по ним, а весною
Гулкие воды сбегают.»

15 минут спуска с яйлы по Шайтану, и мы на Южном берегу.

Сразу чувствуешь перемену климата, кругом другая флора – иглица понтийская, земляничник мелкоплодный, сосна Станкевича – типичные южнобережные растения. Идем на запад по старой живописной дороге под Байдарокастропольской скалистой стеной к Форосу. Дорога местами разрушена оползнями, встречаются камни, упавшие со скал. По пути мы встретили старый колодец, а над ним очень старую сосну Станкевича. Ствол ее шириной в 3 обхвата на высоте 2-х метров разветвляется на несколько стволов, земля усыпана толстым слоем хвои и обломками красной коры. Наверное эта сосна помнит еще Пушкина, проходившего поблизости.

Очень красив и декоративен земляничник. Его еще называют бесстыдница или коралловым деревом, так как земляничник сбрасывает старую кору и ствол у него кораллового красного цвета. Это вечнозеленое растение с яркой темно-зеленой листвой любит эти места.

Дорога идет к Форосской церкви и далее к Байдарским воротам. Мы же спустились на ялтинскую трассу. На автобус из Фороса мы конечно же опоздали и стали ловить попутный транспорт. Нам очень повезло, ехали наши знакомые и довезли нас до Севастополя. В машине, немного уставшие, но довольные, мы ехали домой, решая, куда отправимся в следующий раз. Наверное туда, куда нас позовет ветер странствий.

Лисицкий Павел ,
13 лет
Туристический клуб «Виталик и компания»

Для редагування, видалення інформаціі про дитину з сайту або повідомлення про нелегальний контент Ви можете звернутися за адресою: library@chl.kiev.ua