Едіта Коструб
Театр Книги "Ровесник"
Центральна дитяча бібліотека Херсонської міської ЦБС або Бібліотека Гномика, як називають її читачі, віддавна працює з обдарованими дітьми. А приваблюють сюди юні таланти - ляльковий театр "Буратіно", гурток м'якої іграшки, вернісажі дитячого малюнка та можливість взяти участь у найрізноманітніших творчих конкурсах. Найбільш успішним серед чисельних проектів центральної дитячої бібліотеки м. Херсон є театр книги "Ровесник". Про його основні віхи становлення та здобутки розповідає її організатор і керівник Едіта Анатоліївна Коструб.
Театр Книги "Ровесник" как форма популяризации литературы, в ЦДБ г. Херсона существует уже давно. Долгое время основным направлением в его работе было литературоведение. На литературных вечерах, вечерах-портретах мы рассказывали о жизни и творчестве писателей, поэтов и т.д. Но четыре года назад захотелось "перестроиться". Ведь Театр Книги должен не только приобщать к литературе, декламации, развивать память, но и удовлетворять самые разнообразные эстетические запросы ребят, приобщая их к музыке, живописи, танцу. Театр должен воспитывать, наставлять, направлять, театр призван потрясать. Потрясать! Вызывать хохот и слезы, волнение и радость. Итак, четыре года назад, обходя школы микрорайона, приглашая ребят записаться в новую библиотеку (в 1998 г. библиотека получила новое помещение), мы заодно провели "агитационную кампанию" по набору в Театр Книги "Ровесник". Ребята пришли, но, к моему огорчению, их было немного. Как потом выяснилось, все они были талантливы, трудолюбивы, очень увлечены театром и литературой.
На первом занятии я ещё ничего о них не знала. Самым главным в тот момент было то, чтобы они остались, и для этого их надо было заинтересовать. А заинтересованность может возникнуть лишь тогда, когда люди поверят в серьезность того, чем им предлагают заниматься.
Свою жизнь в искусстве дети начинают не с любви к авторам, а с интереса к жанрам. Поэтому я и предложила ребятам сыграть сказку. Сказку, которая граничит с былью и небылью, фантазией и реальностью, явью и мечтой - "Обыкновенное чудо" Е. Шварца. Ведь сказка во все времена имела огромную власть над детским сердцем. Прежде всего, предстояло решить, с чего начинать работу над пьесой? Когда-то я прочла: "Если вы не работаете по какой-нибудь системе - выдумайте свою. Любую! Выдумав, придерживайтесь её. Лучше плохая система, чем талантливая ежедневная импровизация. Для детей талантливая импровизация педагога при отсутствии системы - только куча положительных эмоций, восхищение и любовь, но никакого движения вперед и каждый раз - с нуля".
Я попыталась построить свои занятия так, чтобы было интересно. Над спектаклем мы "бились" 1,5 месяца. Спешили успеть ко дню Святого Валентина. До сих пор люблю вспоминать не сам спектакль, а то, как мы работали над ним - c огромным азартом и рвением, безоглядной самоотдачей, до усталости в каждом мускуле. Именно в такие минуты наступает настоящее озарение, решаются любые задачи.
Премьера состоялась. Аншлага не было. Но, слава Богу, никто не сказал, что "это кискин бред" или "самодеятельность детской больнички". Для меня этот спектакль казался шедевром, а у ребят навсегда осталось в душе праздничное ощущение преодоления. Они смогли прочувствовать великое и могущественное слово "могу". Ребенок, осознавший магию этого слова, не побоится потом и других задач.
Говорят: "Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом". Плох тот любитель, который, несмотря на все объективные трудности своего положения, не стремится в работе к максимальному профессионализму. Поэтому, со временем, обязательными в работе театра стали занятия по театральной педагогике, на которых ребята обучаются технике речи, сценическому движению, этюдам без слов и со словами, знакомятся с театральной азбукой.
Учитывая опыт великих предшественников, работу над вторым спектаклем ("Макбет" В. Шекспира) мы начали с "застольного периода" - по Станиславскому. Несколько репетиций потратили на скрупулезный анализ пьесы, основательно изучив историю Шотландии того периода, жизнь королей, быт, культуру - все, без чего невозможно было создать атмосферу средневековой Шотландии. Этот спектакль дорог тем, что основополагающими принципами в организации работы были сотворчество и востребованность. Поскольку театр по своей природе синтетичен, для создания спектакля требуются самые разные способности ребят, а это и рисование, и дизайн, и хореография, и вокал.
Очень важно, чтобы в общем деле было участие каждого, своя работа и, обязательно, своя роль. Иногда этого трудно достичь, и приходится идти на многое: видоизменять сюжет, вводить новые роли, сокращать некоторые эпизоды.
Ведь ни один ребенок не должен остаться "за кадром", каждый должен почувствовать успех! В процессе работы над спектаклем внутри библиотеки сложилась своя команда, работающая, как творческая группа театра. В неё вошли не только наши библиотекари, но, что очень приятно, некоторые родители наших актеров. После премьеры среди преподавателей школы № 15, где учатся "театралы", появились единомышленники и поклонники. Теперь учителя филологии оценивают каждую актерскую работу своих учеников, у ребят появилась возможность заработать хорошую оценку, а это является стимулом к нашей дальнейшей работе. Мы очень признательны всем педагогам школы за то, что они прислушиваются к нашим просьбам, стараются помочь решить проблемы, которых всегда будет много, пока идет работа. Ведь только в таких условиях каждый ребенок может почувствовать радость творчества. Спектакль "Макбет" был первой совместной работой старшей и младшей групп театра.![](img3586/17-2.jpg)
Всеми "коготками" ребята вязнут в совместном творческом деле, когда начинается работа над новым спектаклем. А особенно, если это замечательная сказка Е. Шварца "Золушка". Сколько шума, споров слышалось из-за нашей двери. Придумывались трюки и эффекты, подбирались музыка и костюмы, видоизменялись некоторые сцены, шлифовался замысел. "Золушка" - это, пожалуй, единственный спектакль, который мы сыграли раз 20, спектакль-долгожитель. "Это хорошая актерская практика", - говорил старик Мейерхольд. А вот слаженный театральный ансамбль ребятам удалось создать в замечательном спектакле "Алладин и волшебная лампа". Почувствовалось, что самые главные уроки нашего театра - умение радоваться успеху товарищей, работать в коллективе и чувствовать ответственность - ребята усвоили на "отлично". Этот спектакль был самым удачным, ярким и трогательным. Но именно он приблизил час расставания. Старшие выросли и разлетелись, уступая дорогу младшим, которые сегодня и составляют основной костяк театра. ![](img3586/17-3.jpg)
Чрезвычайно интересно наблюдать творческий рост детей. Ребята, которые в театре уже не первый год, смело берутся за новые работы. Они стремятся экспериментировать в деле. (Золушка из спектакля "Золушка" прекрасно сыграла злую колдунью Марифесату из пьесы-сказки "Спящая красавица", по мотивам сказки Ш. Перро).
Каждый ребенок - это отдельная история с первого выхода на сцену.
"Как сон все это начиналось,
А обернулось вдруг судьбой".
В 1998 году в Театр Книги "Ровесник" пришел Богдан Логвиновский, ученик 9 класса сш. № 15. Талантливый, яркий, эрудированный, глубоко интересующийся литературой, историей, музыкой, умеющий здорово перевоплощаться: ему под силу и роль глупого короля, и противоречивого Макбета. В его репертуаре короли - из "Золушки", "Голого короля", "Обыкновенного чуда" Е. Шварца; Макбет из одноимённой трагедии В. Шекспира; Джаффар из сказки "Алладин и волшебная лампа". С 2001 года Богдан - студент Херсонского государственного университета. Его будущая специальность - практическая психология и режиссура школьных театров. Будучи студентом, он не забывает о "Ровеснике". В этом году был сыгран первый спектакль на украинском языке по мотивам произведений Н. Гоголя при участии Б. Логвиновского (роль Головы). Именно этому спектаклю юные актеры решили дать "зеленый свет" и выступить с ним в 2003 г. на ежегодном городском фестивале "Театральная весна". И сегодня Богдан принимает самое активное участие в жизни театра, но уже в качестве не только актера, но и помощника режиссера.
Ко дню Святого Николая мы с ребятами подготовили спектакль по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная королева". И постарались, чтобы он был по истине волшебным, феерическим - настоящим подарком всем, всем, всем.