Детские библиотекари Украины на Крымском форуме
"К р ы м – 2 0 0 0"
Наталья Дзюба, Юлия Архипчук,
Государственная библиотека Украины для детей, г. Киев
Первые шаги: из опыта обучения детей основам компьютерной грамотности и работе в Интернет
В докладе рассмотрена роль детских библиотек в привлечении детей к чтению, приобщению их к мировой информационной среде. Освещен опыт работы Государственной библиотеки Украины для детей по обучению читателей–детей навыкам работы с электронными ресурсами, разработанными сотрудниками библиотеки (электронный каталог, электронный рекомендательный указатель литературы для детей «Человек и природа», фактографические базы данных), и информационными сервисами Интернет.
Одной из определяющих черт последних десятилетий стало бурное развитие информационных технологий. Мы являемся свидетелями прихода эпохи информационного общества, в котором информация и ее высшая форма — знание, становится решающим фактором развития человечества. Компьютер вошел в нашу повседневную жизнь, став помощником, советчиком, другом. Для современного ребенка — это целый мир. Мир новый и неизведанный, мир увлекательных приключений и познания неизвестного, мир, где можно учиться и отдыхать. Войти в него, постичь его загадки, научиться ориентироваться в огромнейшем информационном пространстве может помочь библиотека. Ведь именно в библиотеке дети вовлечены в процессы обмена информацией, получают ее, читая книги, общаясь со сверстниками, с интересными людьми.
Основным направлением работы Государственной библиотеки Украины для детей в последние годы стало активное внедрение информационных технологий. О стратегии развития автоматизации библиотек для детей, подходах к созданию электронного рекомендательного указателя литературы для детей и web -странички детской библиотеки мы говорили на предыдущих Крымских конференциях. Сейчас хотим поделиться опытом по обучению читателей–детей навыкам работы с информационными ресурсами. На сегодняшний день возможность доступа к компьютерной технике в библиотеке стала реальной для детей всех возрастных групп. Исходя из опыта работы и на основе наблюдений за восприятием электронной информации детьми, обучая и учась, мы разработали Целевую комплексную программу по обучению детей 1–9 классов компьютерной грамотности и новым библиотечно-информационным технологиям «В мир книги — через компьютер». Эта программа включает комплекс мероприятий, теоретических и практических занятий с учетом возрастных особенностей, основной целью которого является, с одной стороны, привлечение к чтению книг, и, с другой — ликвидация компьютерной безграмотности, вовлечение детей в мир глобального информационного пространства.
Развитие познавательной активности малышей детского садика и начальной школы начинается со знакомства с электронным рекомендательным указателем литературы для детей «Природа и человек». Обучение проводят сотрудники читального зала отдела обслуживания читателей дошкольников и учащихся 1–4 классов. Наибольший интерес у детей вызывают разделы «Мир животных», «Зеленое чудо Земли» (мир растений), «Мир космоса». Привлекательным для детей является красочность анимационных иллюстраций, а также простота в использовании указателя. Занятия обязательно проходят параллельно со знакомством с книгами, которые представлены в указателе. Часто эти же книги ребята берут домой. В последнее время сформировалась традиция проводить школьные уроки природоведения в библиотеке, используя указатель. Изучение его развивает у ребенка образное мышление, умение найти закономерности и связать между собой понятия, явления, объекты.
Взрослея, малыши открывают для себя и новые источники информации. Переходным шагом от электронного указателя литературы «Природа и человек» к поиску литературы по электронному каталогу для ребят 9–12 лет стал «Ликс–Изборник» (разработка Российской детской библиотеки). Этот каталог очень нравится нашим читателям тем, что построен в живой, увлекательной форме, с использованием шуточных диалогов и веселых, привлекательных аннотаций на книги. Приобретя начальные навыки выбора литературы, дети узнают о возможностях поиска документов в фонде библиотеки с помощью электронного каталога (АИБС «Марк», разработка НПО «Информсистема»). Эти занятия проводят сотрудники отдела справочно-библиографического обслуживания читателей. Ребята знакомятся с отдельными базами данных электронного каталога (база книг (кириллица), база книг (латиница), база статей из периодических изданий, база кинофотофонодокументов). Особое внимание уделяется тематическому поиску по предметным рубрикам и ключевым словам.
Кроме того, дети знакомятся с фактографическими базами данных. Примером может быть созданная в библиотеке база «Образование», которая содержит необходимую информацию о колледжах, лицеях, специальных средних и высших учебных заведениях, курсах, а также о детских клубах, домах творчества. Главной целью занятий со старшеклассниками является формирование у детей понимания самой возможности поиска любой интересующей их информации, для начала в одной библиотеке, а затем и в масштабах глобальной информационной сети.
При поддержке Международного фонда «Відродження» и Института Открытого Общества (Венгрия) в 1999 году в библиотеке создан Интернет–класс на 6 рабочих мест, где сотрудники отдела автоматизации библиотеки проводят курсы по обучению детей навыкам работы в Интернет. Курсы, рассчитанные на 8–10 занятий, дифференцированы для разных возрастных групп, они отличаются как объемом подаваемой информации, так и методами преподавания. Для младших школьников больше внимания уделяется просмотру конкретных специализированных детских сайтов, отобранных и представленных на сервере «Дети Украины». А для детей постарше упор делается на приобретение навыков самостоятельного поиска интересуемой информации, работу с различными поисковыми серверами, электронными каталогами библиотек. В программе обучения большая роль отводится самостоятельной работе детей. На занятиях дети учатся создавать свои собственные Web -странички, на которых выставляют информацию о себе, о своих увлечениях, ссылки на заинтересовавшие их ресурсы Интернет.
В программе обучения также уделяется внимание вопросу этики использования Интернет детьми. Поскольку наибольший интерес у детей вызывает возможность анонимного общения с другими пользователями, то на занятиях делается акцент на важность грамотной и культурной переписки. Кроме того, одной из тем занятий является понятие авторского права и правила использования чужой информации. Например, при использовании ссылок на другие сайты обязательным является предварительное получение согласия на это авторов ресурсов.
Практика показывает, что дети с необыкновенной легкостью адаптируются в совершенно новом мире глобальных информационных сетей. Особенно привлекают их такие информационные сервисы, как: телеконференции, комнаты общения (чаты), а также сайты с он-лайновыми играми. Руководители курсов стараются заинтересовать детей познавательными сервисами, например, дистанционным обучением, посещением виртуальных музеев, учат пользоваться электронными энциклопедиями, библиотеками, архивами прессы.
С установкой специализированной техники фонд библиотеки пополнился и мультимедийными компакт-дисками: познавательными энциклопедиями, обучающими программами. Это дает возможность проводить в Интернет–классе комплексные тематические занятия с использованием игр, сказочных сюжетов, графики, музыки, видеофрагментов. Популярными среди детей являются серии дисков «Кирилл и Мефодий», «Интерактивные атласы», «Multimedia teacher».
В перспективе мы планируем приобщить детей, прошедших обучение в Интернет–классе, к непосредственному участию во всех этапах разработки сервера «Дети Украины», что позволит создать портрет современной Украины глазами детей и подростков. Мы считаем, что современная библиотека должна объединить весь спектр способов познания: и чтение книг, и работу с электронными ресурсами, и навигацию в сети Интернет. Компьютер должен стать не просто развлечением, а проводником в мир знаний.