Детские библиотекари Украины на Крымском форуме
"К р ы м – 2 0 0 0"
Галина Гречко,
Централизованная библиотечная система для детей, г. Николаев
Библиотека для детей — эпицентр информационной поддержки образования и его индикатор
Знания, умения и навыки, их передача от поколения к поколению, как известно, — главное условие воспроизведения социума. В современном мире это вывело образование в число приоритетных сфер общественной практики, и оно является теперь одним из главных «инструментов» социальных, политических и культурных изменений в обществе. «Образовательный» и библиотечный бум 90-х годов — этому подтверждение. Невиданный приток учащихся в библиотеки, объясняющийся, прежде всего, крайне плохим комплектованием школ, техникумов, лицеев, гимназий, коллегиумов учебной справочной и другой литературой, открытием большого числа новых учебных заведений, не обеспеченных учебными пособиями, вызвал существенные изменения в библиотечном деле в целом. Эти изменения охватили все основные процессы библиотечной деятельности и вовлекли в свою орбиту детские библиотеки.
Вопрос о месте и роли детской библиотеки в современном образовательном процессе — актуальнейшая проблема сегодня, поскольку многие учебные заведения не готовы к построению концепции равноправного партнерства с библиотеками, в то время, как арсенал средств в помощь регулярному и дополнительному образованию в библиотеках богат и разнообразен. По сути, детские библиотеки взяли на себя информационно-библиографическое обеспечение учебного процесса, оказывая разнообразные образовательные услуги, обеспечивая возможность учиться непрерывно, получать дополнительное образование. Образовательная деятельность библиотеки для детей является своего рода индикатором процессов, происходящих в образовании, верхом их образовательного приоритета.
Фундаментальные общественные перемены на Украине определяли и продолжают определять рост информационных, культурных потребностей и их качественное изменение. Обновляются не только знания и технологии, идет восстановление утраченных, модернизация привычных, формирование новых ценностей и норм. Одним из институтов распространения, а в определенном смысле, и создания информации, является библиотека. Через библиотечный фонд пользователь приобщается к культуре социума. Уже несколько лет подряд в центре внимания библиотечных специалистов стоит вопрос о месте и роли библиотеки в современном образовательном процессе, и в частности — о способах и методах установления партнерских отношений между библиотекой и школой.
Да, сейчас однозначно можно говорить о том, что библиотека является индикатором образования. Она чутко улавливает изменения запросов учащихся, их отношение к учебе, возросший интеллектуальный уровень пользователей, новые требования к качеству информационного обеспечения предметов. Библиотека становится эпицентром формирующейся политики информационной поддержки образования. Главная цель этой политики — объединение, т.е. фокусирование в определенных точках материальных и интеллектуальных запросов, направленных на организацию информационной поддержки образования. Библиотека стала основным источником информирования для школьников, педагогов, родителей и приняла на себя, в условиях катастрофического некомплектования, основную тяжесть в обеспечении учащихся информацией и документальными ресурсами. Это связано, в первую очередь с тем, что образовательная и просветительская библиотечная деятельность менее заорганизована, чем учебный процесс, менее формальна. Эта деятельность, с одной стороны, направлена на оказание всесторонней помощи учебному процессу, а с другой — не имеет в своем распоряжении механизмов принуждения читателей, строго контролирующей, оценочной системы. Стремление сотрудников детских библиотек обновить содержание и формы общения с читателями, создать комфортную информационную среду, отвечающую разнообразным интересам (чтение по школьной программе, чтение для «души») уже приносит значимые результаты. Идет приток школьников на абонементы и в читальные залы, и все большее их число проводит свободное время в библиотеке. Поток старшеклассников из инновационных образовательных учреждений буквально обрушился на библиотеки в связи с новыми и альтернативными школьными программами.
Доля деловых запросов, определяемых школьной программой, в общей структуре чтения детей и подростков значительно выросла по сравнению с 80-ми годами. Сейчас она составляет от 60 до 90%. Будучи ресурсными центрами, предоставляющими читателям и пользователям доступ к источникам информации, способствующими учебно-воспитательному процессу, семейному воспитанию, детские библиотеки, по сути, сформировали «образовательный маркетинг». Традиционно оказываемые услуги читальными залами и абонементами, обогатились, трансформировались и стали более разнообразными. Это и помощь в написании рефератов, сообщений по предметам школьной, лицейной, гимназической программ, в подготовке к зачетным неделям, школьным «срезам», тестированию, экзаменам; выдача репродукций картин из собрания артотеки, грамзаписей, диафильмов, CD-ROM для пользования на дому и др.
Сегодня читальные залы столкнулись с такой формой обучения, как «самостоятельная работа учащихся». Эту «самостоятельную» работу организуют, обеспечивают и практически выполняют библиотекари читальных залов. Народоведение, история, физика, химия, математика, геометрия, астрономия, право — вот неполный перечень предметов, по которым библиотекари помогают детям работать «самостоятельно». В наших библиотеках сейчас делается все возможное, чтобы элементарно обеспечить читателей посадочными местами, которых часто не хватает, а также необходимыми справочными изданиями. Иногда дети вынуждены читать группами из-за малой экземплярности необходимого издания. Поэтому одна из основных задач читального зала — не только обеспечение требуемыми источниками, но и помощь в работе с ними. Поскольку библиотекари помогают ребятам писать сообщения, конспекты, рефераты, доклады, а при полной загруженности читального зала это архисложно — были разработаны памятки «Как работать с книгой?», «Как писать реферат?», «Что такое конспект?», «Пишем доклад» и др. Чтобы научить легко пользоваться справочными изданиями, разработаны «путеводители» и «шпаргалки» для читателей: «Как пользоваться Детской энциклопедией?», «Как пользоваться Большой Советской энциклопедией?», «Основные требования к сокращению слов» и др. Если все же у читателя возникают вопросы, он, не отвлекая остальных, сможет получить ответ, пригласив библиотекаря с помощью поднятого вверх «опорного» сигнала в виде вопросительного (?) или восклицательного знаков (!). Вопросительный знак обозначает, что есть проблемы в работе с текстом, сокращениями, или нужен дополнительный материал, восклицательный знак — в книге обнаружены дефекты. Все это дисциплинирует не только читателей, но и самих библиотекарей, приучает к серьезной работе над книгой, текстом. Детские библиотеки сегодня являются гарантами доступа детей к информации. Созданный около года назад в центральной библиотеке для детей зал информационной поддержки образования стал экспериментальной базой, позволяющей предметно работать на нужды образования.
Первым шагом в реализации работы зала стали маркетинговые исследования. Одно из них — «Информационное обеспечение образовательного процесса» – позволило уточнить ситуацию в школах и их библиотеках. Была определена сеть учебных заведений, проанализированы учебные программы, фонды школьных библиотек, способы их раскрытия и источники комплектования, отзывы и пожелания учащихся, учителей, директоров о предполагаемых услугах зала. Исследование «Компьютерная библиотека: сегодняшняя ситуация, проблемы, возможные направления развития» дало возможность выявить реальные потребности пользователей, скорректировать дополнительные услуги. Эти исследования и определили цели, задачи зала, одной из которых была помощь при подготовке уроков в условиях повышенной информационной комфортности. Данный зал рассчитан не только на учащихся, но и на другие слои населения. использующие библиотеку как инструмент образования (в контексте непрерывного образования).
Информационные ресурсы зала достаточно полно представляют коллекции энциклопедий, словарей, справочников, элитную литературу для различных типов школ и уровней аккредитации, новые издания по педагогике, психологии, социологии, политологии, философии, культурологии. Основной массив этой литературы был получен с Международного фонда «Відродження» в рамках программы «Трансформація гуманітарної освіти України». Литература по информатике и INTERNET составляет больше 100 названий. Имеются карты, схемы, путеводители. Фонд периодических изданий зала насчитывает более 65 журналов и газет учебного и компьютерного профиля. В фондах можно найти образовательные, познавательные, обучающие, игровые CD-ROM (свыше 70), по многим школьным предметам для разных возрастов, видеофильмы, музыкальные компакт-диски, видео-, аудио-, мультимедийные курсы обучения иностранным языкам (английскому, немецкому, испанскому). Здесь собраны традиционные, инновационные учебные программы. Актуальные учебно-методические пособия, дидактические материалы. Подготовлены пресс-подборки об образовательных инновациях на Украине, России и странах дальнего зарубежья. Одной из задач, которую выполняет зал, является создание информационно-рекламного сервиса в помощь развивающему обучению детей и подростков.
Для того, чтобы ресурсы зала стали востребованными, его сотрудники постарались как можно полнее раскрыть фонд. Красочные указатели с элементами компьютерной графики обозначили специальные учебные дисциплины, виды изданий, темы. На постоянных выставках «Инновации в области образования» и «Вы прекрасный учитель, у Вас прекрасные ученики» представлены методические и библиографические издания, справочные материалы в помощь образовательному процессу. Зал предлагает пользователям самые разнообразные услуги, как традиционные для массовой библиотеки, так и оригинальные: библиотечные, информационные, справочно-библиографические, образовательные, консультационные, исследовательские, телекоммуникационные, посреднические. Так, изучив рынок услуг в городе и предполагаемых конкурентов, мы обнаружили отсутствие исчерпывающей информации о кружках, студиях, развивающих творческие способности детей, а также сведений обо всех учебных заведениях города (факультеты, правила приема, условия учебы) и взяли на себя функции бесплатного информационного маклера. В зале был создан банк данных о: высших учебных заведениях города, высших учебных заведениях Украины, профессионально-технических училищах, техникумах и колледжах, школах нового типа с различными методиками преподавания и воспитания (платных и бесплатных), традиционных школах, дошкольных заведениях, о возможности обучения детей за границей, о клубах, кружках, секциях по интересам. Здесь представлены также тесты для абитуриентов, экзаменационные билеты для старшеклассников, данные о новых методиках обучения для учителей. Помимо информации о работе студий, учебных заведений родитель и школьник может получит рекомендательный список по интересу, приглашение стать абонентом индивидуальной информации. В зале работает психолог, который проводит тестирование учащихся с целью выявления способностей детей для дальнейшего обучения в школах, работающих по авторским методикам. По заказам учителей и школ зал готовит и предоставляет в пользование учебные комплекты по предметам и нетрадиционным программам с целью проведения урока, куда входят новые обучающие, справочные издания, дидактические и учебные материалы на электронных носителях информации. Осуществляется прием заказов на издания из фондов библиотек города, области, других регионов, экспресс-обслуживание по интересующей пользователя теме, предварительная запись на наиболее спрашиваемую литературу по альтернативным учебным программам. С целью информационно полного обеспечения тем уроков был внедрен в практику работы комплект технологических карт «школа-библиотека», позволяющий учителю наиболее полно формулировать требования по информационному обеспечению темы конкретного урока, а библиотекарю — с наименьшей потерей времени выполнить заказ. Каждый читатель может пользоваться справочно-энциклопедическим фондом на условиях «ночного» абонемента. Большое внимание уделяется формированию информационной культуры, информационного кругозора школьников, развитию их эмоциональной среды, процессов восприятия, мышления, воображения, фантазии, речевого и прикладного творчества с использованием вербальных и невербальных средств общения с целью дальнейшего применения на уроках литературы, музыки, изобразительной деятельности. При создании зала информационной поддержки образования и дальнейшей организации его работы нам помог опыт наших коллег из Екатеринбурга. Уже не секрет, что библиотека нового типа — это библиотека, в которой функция хранения документов отходит на второй план, уступая место функции предоставления и распространения оперативной информации. Новые компьютерные технологии приходят на помощь.
Сегодня читатели ЦДБ (и школьники, и учителя) с помощью службы новых информационных технологий могут: осуществить компьютерное оформление (графический дизайн титульных листов, оформление цветных дополнений, схем и таблиц) рефератов, курсовых и дипломных работ; получить исчерпывающую информацию по любому интересующему вопросу, заказать индивидуальный информационный список; получить цветные копии иллюстраций, репродукций картин, портретов поэтов, писателей, а также другого, необходимого для проведения урока, наглядного материала.
Если посетитель умеет пользоваться компьютером — к его услугам машинное время для подготовки самостоятельных, учебных, творческих и научных работ. Для тех, кто хочет овладеть навыками работы с персональным компьютером, предлагаются развивающие учебные компьютерные программы. Мы уже убедились, что мультимедийные средства обучения, видеофильмы, компакт-диски украсят любой урок. Виртуальные уроки, экскурсии по различным предметам школьной программы заинтересовали и учителей, и школьников. Большой популярностью пользуются услуги, которые оказываются через международную сеть INTERNET . Наиболее активные запросы: темы сочинений, курсовых, дипломных работ, информация об учебных заведениях, в которых могут получить дальнейшее образование наши школьники и др.
У зала информационной поддержки образования большое будущее. Предстоит собрать электронную полнотекстовую базу данных «Все об образовании области». В нее войдут сведения обо всех образовательных учреждениях области, о новых образовательных проектах, а также тексты общедоступных регламентирующих и нормативных документов Управления образования.
Думаем над внедрением компьютерных средств обучения и психодиагностики «Компьютерный репетитор», созданием банка данных о рынке учебной литературы. Очень нужен нам сегодня полный комплект учебников, которые издаются при поддержке фонда Д. Сороса. Планируем проведение в учебных заведениях мониторингов потребностей и спроса на учебную литературу. Обеспечение потребностей учебного процесса невозможно представить без наглядной и массовой популяризации книги. Для привлечения внимания к актуальным жизненным проблемам, к важным частям фонда, в одиннадцати библиотеках нашей централизованной библиотечной системы для детей используется актуальная наглядная популяризация. Вниманию школьников предлагаются не только традиционные книжные выставки, просмотры, но и нетрадиционные, которые учат школьников фантазировать, сочинять, придумывать, развивать речевой аппарат.
Театр «Браво» Центральной библиотеки для детей — это своеобразная учебная, творческая лаборатория для школьников, учеников, студентов. Он обеспечивает литературную социализацию читателей, оказывает помощь в овладении литературоведческими знаниями, которые остались за страницами школьных учебников, прививает культуру чтения с помощью массовых форм. На сегодняшний день им подготовлено более 20 мини-спектаклей и постановок в помощь изучению истории, всемирной литературы. Одним из направлений работы детских библиотек стало участие в коллективных творческих делах школ: совместно проведенные краеведческие, литературные мероприятия дают положительный результат.
Сегодня мы можем говорить о мобильной группе пользователей, которые используют библиотеку как инструмент образования. Именно эта группа читателей судит о библиотеке по тому, что она имеет в фондах, как удовлетворяется спрос на учебную, справочную литературу, что может предложить библиотека для семейного, летнего чтения. Но дефицит этой литературы налицо. Пытаясь каким-нибудь образом решить проблему дефицита литературы по внеклассному чтению, центральная библиотека разработала и предложила вниманию учителей, учащихся и родителей свои рекомендательные списки, так называемые «круги» чтения, где предпринята попытка определить круг той литературы, которую, по мнению библиотекаря, должен прочесть ребенок в том или ином возрасте. На сегодняшний день таких кругов чтения составлено 4: «200 лучших книг вашему ребенку» (для дошкольников, учащихся 1 классов и их родителей), «Разноликая карусель» (для учащихся 2–4 классов), «Вселенная интересных книг» (для учащихся 5–6 классов) и «Знакомьтесь: золотой фонд литературы для вас» (для учащихся 7–9 классов). Определенный спрос со стороны родителей на эти издания есть. Учителя пока молчат, а мы продолжаем искать литературу по спискам внеклассного чтения 30-летней давности.
В то же время опытные и заинтересованные учителя всегда находят время и повод обратиться в библиотеку. Их всегда ждет информация о новых поступлениях, предложения по возможным вариантам сотрудничества. Так, это могут быть и библиотечные литературно-педагогические чтения для учителей начальной школы, где может идти разговор о значении личности читающего ребенка в контексте образования и культуры, о фондах библиотеки, о ее информационной среде. Представители детской библиотеки будут выступать как специалисты, анализирующие литературную и информационную культуру современных детей и подростков, их познавательные горизонты, речевые навыки и др. Такая форма представления библиотеки может быть реализована и в более узких педагогических собраниях (учителя–словесники, учителя истории, учителя естественных дисциплин), а в результате мы сможем заключить договоры, сохраняющие и реализующие творческий потенциал детской библиотеки по отношению к ученику. Библиотека может стать базой для заседаний творческих лабораторий учителей–предметников, выездных секций и заседаний кафедр. Для педагогов проводятся — Дни информации, Дни новой книги, Дни периодики и др.
Не секрет, что современный школьник сегодня — более теле и видеозритель, чем читатель. В подростковом возрасте более двух третей учащихся предпочитают в качестве источника информации популярные телепередачи. Учебные передачи интереса не вызывают. Если учесть потерю традиций семейного чтения, невысокий уровень начитанности многих молодых семей и сложившиеся в них стереотипы чтения «макулатурных» изданий, то очевидным становится вывод о настоятельной необходимости коренных изменений в организации, содержании и способах информирования школьников, родителей, учителей о печатных изданиях. Поэтому возрастает внимание детских библиотек к семье, как к комплексному объекту своей деятельности. Это выражается в стремлении организовать чтение всех членов семьи, чтобы помочь их читательскому развитию, содействуя таким образом взаимопониманию разных поколений. Намеченное достигается использованием сочетания апробированных и нетрадиционных средств. Таких, например, как организация работы службы информационного комфорта семьи, созданная в центральной детской библиотеке, которая обеспечивает чтение по семейному формуляру, формирование читательского опыта, обучение рациональному чтению, развитие у детей интеллектуальных и творческих способностей. Особый интерес у пользователей вызывает консультативный образовательный центр «Мальвина», который работает в центральной детской библиотеке и библиотеках–филиалах № 5, 6, 8 в рамках службы. Он обеспечивает подготовку детей к школе, привлекая специалистов — педагогов, психологов, медиков. В центре можно осуществить диагностику одаренности детей, исследовать их интеллектуальные способности, узнать оценку учебных достижений и перспективу их дальнейшего развития. Детям оказывается помощь в развитии речи, овладении техникой чтения и письма, логического мышления, математических навыков, выявляются их способности к изучению иностранных языков, определяются склонности к музыке, а также исследуется влияние музыки и музыкального образования на творческое чтение, расширение его диапазона. Здесь созданы все условия для общения дошкольников, не посещающих детские сады, с целью их психологической адаптации в коллективе сверстников.
Детская библиотека обеспечивает, расширяет и обогащает учебный процесс, особенно тех, кто получает «домашнее» образование (дети, прикованные к постели; дети, имеющие интеллектуальные и физические недуги). Для этой категории пользователей началось формирование учебного фонда брайлевских, «говорящих», плоскопечатных и крупношрифтовых изданий, CD-ROM. Идет процесс создания версии программы ввода и поиска документальной оперативной брайлевской печати. С целью проведения учебных и досуговых мероприятий думаем над приобретением тифлосредств, аппаратуры для прослушивания «говорящих» книг. Большое внимание нашими библиотеками уделяется информационному обслуживанию этих детей. Вся эта работа сосредоточена в библиотечном центре информации и релаксации для детей–инвалидов, который работает в центральной детской библиотеке. Библиотека – это тот социальный институт, который способен объединить усилия всех заинтересованных организаций, учреждений, работающих с детьми, которые имеют ограниченные возможности посещения библиотеки и школы. Поэтому немаловажное значение имеет деловое сотрудничество с различными социальными, лечебными, учебными, реабилитационными службами и центрами.
Невольно и с особой остротой возникает проблема профессиональной подготовки библиотекарей–педагогов, которым необходимы такие качества, как коммуникативность, компетентность, владение информационными технологиями, психолого-педагогическая готовность к работе со школьниками. Без этого трудно организовать эффективное совместное чтение. В связи с вышеизложенным, модернизируется профессиональное образование. Для специалистов различного уровня проводятся методические занятия по изучению литературы, организуются аттестации на знание новых книг и периодических изданий. Проблемные вопросы решаются на методических брифингах, «круглых» столах, которые проводятся совместно с представителями других библиотек, педагогическими учреждениями («ББЗ: какими им быть сегодня?», «Интеграция усилий семьи, школы и библиотеки в расширении познавательных интересов школьников», «Строим единое образовательное пространство» и др.). Ежегодно проводятся семинары по самым актуальным вопросам: «Національна мова та література», «Библиотеки для детей в помощь образовательным процессам, происходящим в школе» и т.д. Все это помогает в профессиональной адаптации библиотекарей к условиям работы школ различных типов, более оперативному реагированию на возрастающие запросы учащихся, качественное их выполнение.
Место детской библиотеки в образовательном процессе — актуальнейшая проблема сегодня. Ориентация на максимальный комфорт при получении информации по учебному предмету, распространяемая в последнее время в профессиональном сознании, не будет работать на пользу сохранения уникальности библиотечной среды. Уже сегодня необходимо модернизировать ситуацию, при которой в условиях полного информационного обеспечения детская библиотека останется и будет востребована как особая среда образования и развития. Это произойдет, если в условиях информационного дефицита мы будем закладывать в сознание и учащихся, и учителей значимость художественной культуры как основы информационного и речевого развития, творчества, и именно эти профессиональные приоритеты закладывать в основу партнерства со школами.