Національна бібліотека України для дітей
     
Віртуальна довідка1
Наша адреса:
03190, Київ, вул. Януша Корчака, 60
 
Написать письмо
 
 
 
   
Пошук по сайту  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.
Про бібліотеку
Послуги та сервіси
Електронні ресурси
Вибрані інтернет-ресурси
Це важливо знати
На допомогу бібліотекареві
Детские библиотекари Украины на Крымском форуме

"К р ы м – 2 0 0 1"

Игорь Торлин,
Государственная библиотека Украины для детей, г. Киев

Право на информацию и детские библиотеки в условиях глобальной информатизации общества

Тема доклада — возможность реализации права ребенка на информацию в библиотеках, обслуживающих детей. Анализируется опыт работы библиотек США и состояние дел в библиотеках Украины.

Информационные потоки захлестывают планету. Огромное количество книг и периодических изданий печатается ежедневно, тысячи радиоканалов вещают на различных волнах, сотни телевизионных студий ведут свои трансляции со всех континентов. Благодаря стремительному развитию телекоммуникационных технологий эти потоки способны достичь самых удаленных точек земного шара. Они уже вполне освоились в крупных и средних городах стран бывшего Советского Союза, и лишь плохо развитая инфраструктура и отсутствие средств пока еще препятствуют их развитию вглубь, достигая каждого дома городов, поселков и деревень. Учитывая темпы развития экономики наших стран, я не хочу сказать, что это случится завтра, но то, что это событие не за горами, уже не вызывает сомнения.

В этих условиях проблема ориентации в этом безбрежном море структурирования и нахождения необходимой достоверной информации приобретает все большее значение. Об этом говорит хотя бы то, что эта конференция проводится уже в восьмой раз. С этой проблемой уже столкнулись крупнейшие библиотеки и информационные центры мира, не минует она и библиотеки, обслуживающие особые категории читателей — детей и юношество. Причем, здесь проблема будет стоять еще более остро.

Мы оставляем за скобками работу библиотек с традиционными носителями информации (книгами, периодическими изданиями), — с ними все более-менее ясно. Квалифицированные комплектаторы должны формировать фонд библиотеки, каталогизаторы должны его описывать, систематизаторы — структурировать, библиографы — рекомендовать лучшее. Мы также не будем касаться здесь самих проблем каталогизации, систематизации и предметизации источников информации — это не является предметом данного выступления.

Поговорим сегодня о новых носителях информации — электронных; в меньшей степени о компакт-дисках, в большей — об Интернете. Каждому, кто когда-либо работал в «сети сетей», пытаясь обнаружить необходимую информацию, известно, как много легковесной, недостоверной и попросту вредной информации можно встретить на ее бесчисленных страницах. Некоторые в сердцах обзывают ее помойкой, свалкой; я бы скорее сравнил ее с копями, где много пустой породы, но встречается и драгоценная руда.

Как обеспечить право детей на информацию, провозглашенную в статье 17 «Конвенции о правах ребенка», и при этом уберечь еще окончательно не сформировавшуюся личность от недостоверной, вредной, агрессивной информации? Простым запретом на использование Интернета в детских библиотеках проблемы не решить: дети хотят работать в сети, и в любом случае найдут такую возможность. Например, в коммерческих Интернет-кафе, где никого не интересует, какого качества информацией пользуются дети — были бы доходы.

Уже несколько лет в Соединенных Штатах ведутся жаркие споры по поводу фильтрующего программного обеспечения, позволяющего закрывать доступ к нежелательным сайтам. Были (и предпринимаются) попытки законодательно закрепить требование установки подобного программного обеспечения в публичных библиотеках США, но благодаря активной позиции Американской Библиотечной Ассоциации на законопроект было наложено вето. Чем же руководствовалась Библиотечная Ассоциация (ALA), протестуя против установки подобного программного обеспечения в библиотеках США? Тем, что это нарушает права как производителей информационных ресурсов, так и потребителей информации. Дело в том, что это программное обеспечение очень несовершенно, и вероятность закрытия доступа к безобидным сайтам очень велика. Производителей подобного программного обеспечения в США уже довольно много, но, пожалуй, ничуть не меньше нареканий и судебных исков от производителей информационных Интернет-ресурсов на качество того или иного фильтра. То и дело в специальной и массовой прессе можно встретить возмущенные письма производителей Интернет-ресурсов по поводу неправомерности закрытия доступа к их вполне легальному сайту. (Сотрудник Информационного отдела посольства США приводила пример неправомерного закрытия доступа к сайту, в адресе которого было буквосочетание «marsexploration»: бесстрастное программное обеспечение обнаружило в нем «крамольное» слово «sex»). С такой проблемой столкнулись и в Швеции, где некоторые слова «цензурного» шведского языка совпадают с отсекаемыми программой.

Кроме того, Библиотечная Ассоциация полагает, что
«только родители вправе решать, какой информацией должны пользоваться дети, и только их дети». Родители вправе купить и установить фильтрующее программное обеспечение на своих домашних компьютерах, но не вправе требовать подобного от библиотек. Библиотеки, чтобы обезопасить себя от возможных судебных исков, требуют от детей, желающих работать в сети с библиотечных компьютеров, письменного согласия родителей.

Но это, так сказать, юридическая сторона дела. Существует и практическая — конкретная работа библиотек по использованию и созданию Интернет-ресурсов.

На сайтах многих библиотек США, которые мне довелось исследовать в течение своего четырехмесячного пребывания там, существуют разделы, адресованные детям разных возрастных групп, по Интернет-безопасности и сетевой этике. В доступной детям форме объясняется, как обезопасить себя, работая в сети: не давать посторонним людям свой адрес, номер телефона, номер социального страхования родителей; не идти на встречу с незнакомцами без согласия родителей и так далее. В пособии по сетевой этике даются советы, как вести переписку в сети, чтобы не обидеть и не расстроить виртуального собеседника, в качестве примера можно привести пожелание не писать письма в большом регистре, что воспринимается как крик в сети.

Есть библиотеки, популярно объясняющие своим виртуальным читателям, что представляет собой Интернет, как он работает, что такое Netscape и Internet Explorer.

На страницах большинства библиотечных сайтов, адресованных детям, вы обязательно найдете списки наиболее полезных и интересных Интернет-ресурсов для детей. По существу, эти списки соответствуют традиционным рекомендательным указателям литературы различной тематики для детей, разница только в том, что они ссылаются на весьма подвижные и изменчивые Интернет-страницы, и поэтому их необходимо постоянно отслеживать и обновлять.

Крупные библиотеки предоставляют детям возможность вести поиск в своем электронном каталоге, заказывая книгу в том случае, если ребенок имеет читательский билет. Также лишь после ввода идентификационного читательского кода можно получить доступ к полнотекстовым базам данных, имеющимся в библиотеках (статьи и книги различной тематики в электронной форме, закупленные у электронных издательств и предоставляемые в бесплатное пользование всем посетителям библиотеки). Подчеркиваем это потому, что в Соединенных Штатах совсем не обязательно иметь читательский билет, чтобы пользоваться всеми ресурсами библиотеки в ее стенах — доступ к ее фондам открыт для всех.

Некоторые сайты уделяют внимание умственному и эстетическому развитию детей, располагая на своих страницах развивающие игры, головоломки, раскраски и т.п. На сайтах практически всех библиотек вы найдете информацию обо всех массовых мероприятиях, кружках, выставках, которые проводятся в стенах библиотеки с указанием времени проведения оных и подробным адресом; часть из них дают подробную карту расположения отделов библиотеки. Есть библиотеки, практикующие «горячую линию» на своих страницах — вопросы детей и ответы библиотекарей; иные предоставляют возможность детям поделиться впечатлениями о прочитанной книге со своими сверстниками; третьи объявляют конкурс книжных закладок о любви к чтению. Многие библиотеки размещают на сайте также информацию о своем городе, штате, стране (что интересного сейчас происходит в городе, какие выставки и мероприятия можно посетить в ближайшие выходные, то есть фактически являются культурным лоцманом своего региона).

В самих библиотеках юным пользователям Интернета обеспечен доступ к сети отдельно от взрослых читателей (я полагаю, всем известно, что в США нет отдельно детских библиотек, а существуют отделы обслуживания детей и подростков); если какой-либо взрослый попробует присесть у компьютера, предназначенного детям или подросткам, его тут же вежливо, но твердо попросят освободить место, даже если в этот момент компьютер и не занят. Время сеанса работы в Интернет колеблется от получаса до 1 часа в том случае, если имеются еще желающие работать (что наблюдается повсеместно). Тут же к услугам читателей принтер для распечатки необходимых материалов. В течение сеанса пользователей просят не распечатывать более 20 страниц (бывают и исключения). Естественно, все сервисы библиотеки (за исключением ксерокопирования) бесплатны.

Компьютеры библиотеки, предназначенные читателям, в зависимости от предназначения, подразделяются на несколько групп. Кроме уже упоминавшихся компьютеров с доступом в Интернет, есть компьютеры, замкнутые на внутреннюю сеть библиотеки и дающие возможность производить поиск и заказывать носители информации в электронном каталоге библиотеки; другая группа обслуживает полнотекстовые базы данных; еще одна предназначена для работы с мультимедийными программами. Такое распределение необходимо для того, чтобы иметь возможность удовлетворить запросы всех категорий пользователей. Не секрет, что в настоящий момент наибольший интерес для посетителей представляет работа в Интернете, и если все компьютеры будут оснащены доступом к глобальной сети, то это может ущемить интересы других групп читателей, желающих, к примеру, найти какую-либо книгу или ознакомиться с мультимедийной энциклопедией.

Заканчивая разговор об использовании Интернета в практике работы библиотек, хотелось бы обратить ваше внимание на необходимость разработки правил пользования Интернетом в стенах вашей библиотеки. Следует решить, позволяете ли вы читателям пользоваться дискетами для копирования информации (и если да, то бесконтрольно, или после переформатирования дискеты во избежание заражения ваших компьютеров вирусами); разрешаете ли вести переговоры в многочисленных «чатах», что так прельщает многих пользователей сети (видимо, сказывается недостаток общения); даете ли возможность вести электронную корреспонденцию из стен библиотеки; ограничиваете ли время пользования Интернетом; определяете ли количество страниц, выводимых на печать.

Переходя к вопросу использования компакт-дисков в стенах библиотеки, вам следует решить достаточно щепетильный вопрос: позволять ли детям пользоваться в стенах библиотеки компьютерными играми, к чему, чего уж греха таить, так склонны нынешние дети. Вопрос тонкий, поскольку игры бывают разные: развивающие логический аппарат ребенка, его эстетический вкус, и есть «стрелялки» и «гонки». Грань между ними порой провести трудно, так как любой мало-мальски грамотный ребенок тут же объяснит вам, что «стрелялки» развивают глазомер, а «гонки» — ориентирование и вестибулярный аппарат. На мой взгляд (вполне возможно, что со мной многие и не согласятся), место играм — в коммерческой игротеке; исключение можно сделать лишь для «малышовых» игр, где игра — лишь средство постижения мира, а не самоцель.

Современный рынок лазерных дисков, кроме уже вышеупомянутых «игрушек», сейчас предлагает большой ассортимент продукции: разнообразные энциклопедии и справочники, самоучители иностранных языков, картинные галереи, музыкальные записи, кинофильмы. Все это имеет право быть представленным в фондах библиотеки. Конечно, качество этой продукции встречается разное, как, впрочем, разного качества бывает и современная книжная продукция: на фоне отдельных шедевров можно обнаружить сотни бездарных поделок. Но тут уже свое слово должны сказать опытные комплектаторы, которые сформируют качественный состав фонда.

Что касается использования лазерных дисков, то здесь огромный простор для применения. Энциклопедии, словари и справочники могут найти свое место в читальных залах наряду со своими книжными близнецами; преимущество первых состоит в хорошо организованном поисковом аппарате и многочисленных гиперссылках, компактности и возможности быстрого конспектирования. Компакт-диски с «изобразительной начинкой», равно как музыкальные и «кинематографические» помогут библиотекарю проводить занятия по истории и теории искусства (что сейчас и происходит в стенах нашей библиотеки). Простор для маневра здесь огромный — было бы желание.

В нашей библиотеке по мере сил мы пытаемся реализовывать все то, о чем было сказано выше. Библиотека имеет свой сайт, на котором представлена информация как для детей, так и для «взрослых» пользователей — библиотекарей, родителей и педагогов. Кроме традиционной информации о нашей библиотеке и детских библиотеках Украины, здесь можно ознакомиться с художественным и литературным творчеством детей Украины (работами участников киевской художественной студии «Маленький принц», полтавской литературной студии «Академия»), произвести поиск в электронном каталоге библиотеки, перелистать рекомендательные иллюстрированные списки литературы для детей разнообразной тематики, найти информацию о всеукраинских викторинах и конкурсах, обнаружить киевский клуб или гимназию по вкусу в списке «Образование», узнать о писателях и художниках–иллюстраторах — юбилярах текущего года и многое-многое другое.

Из новинок на сайте — раздел «Читалка», где дается возможность ознакомиться с иллюстрированными изданиями для детей из коллекции редких изданий нашей библиотеки. На сегодняшний день оцифрованы и представлены в html -формате одиннадцать книг, изданных в 1910–1930 гг. и иллюстрированных выдающимися художниками Украины и России. Работа пока в самом начале и будет продолжена, возможно в новом, более экономном и прогрессивном формате (djvu).

В библиотеке функционирует Интернет-класс на 6 рабочих мест, в котором дети проходят обучение основам работы в глобальной сети и созданию html -страниц. В настоящий момент в библиотеке реализуется грант, полученный от Международного фонда «Відродження» и Института Открытого Общества на создание центров детской Интернет-журналистики и издание он-лайнового детского журнала руками детей. Для пяти региональных центров, созданных на базе областных и городских детских библиотек, закупается компьютерное оборудование, оплачивается им доступ к сети в режиме off - или on-line (в зависимости от региона) для продуцирования и передачи информации в базисный центр, созданный на базе нашей библиотеки.

Конечно, многое еще предстоит сделать — во время своей стажировки я увидел множество недостатков и недоработок в нашей деятельности, но основной подход к информационному обслуживанию детей, состоящий в максимальном удовлетворении интеллектуальных и духовных запросов на бесплатной основе, нами выбран верно. Я намеренно выделил бесплатный характер всех услуг в библиотеке, так как меня тревожит тенденция, появившаяся в последнее время в Украине, производить запись в некоторые публичные библиотеки за определенную плату. Это касается равно библиотек, обслуживающих взрослых, юношество и детей. Делается это под благовидным предлогом введения нового образца читательского билета (или для приобретения читательского формуляра), но в своей основе это скрытая плата за пользование информационными ресурсами. Я считаю, что это является грубейшим нарушением права человека на информацию: библиотеки содержатся на деньги налогоплательщиков, и взимание денег за пользование библиотечными сервисами является повторным налогообложением определенной части населения страны.

 

Для редагування, видалення інформаціі про дитину з сайту або повідомлення про нелегальний контент Ви можете звернутися за адресою: library@chl.kiev.ua

 
Останнє оновлення: 01.10.2025
© 1999-2010р. Національна бібліотека України для дітей