Детские библиотекари Украины на Крымском форуме
"К р ы м – 2 0 0 2 "
Галина Гречко,
Централизованная библиотечная система для детей, г. Николаев
Детские библиотеки как центры информации и релаксации для детей с ограничениями жизнедеятельности
Сегодня библиотеки для детей являются одним из социальных институтов, которые могут помочь читателям с ограниченными возможностями преодолеть информационную и личностную замкнутость, обеспечить широкий доступ к информации, максимально используя информационные технологии, сочетая при этом различные формы и методы библиотечного обслуживания. Скоординированная модель этого обслуживания определена в нашей комплексной программе «Глубинная экология человечества в защиту детства». Именно детская библиотека в нашем городе взяла на себя функции волонтера и релаксатора в оказании помощи этой деликатной группе пользователей по приобретению социального, читательского опыта посредством проведения Дней общения и Дней психологической помощи семьям, имеющим «проблемных» детей, обеспечения доступа к I nternet, создания медиатек, внедрения элементов коррекционной работы с помощью АРТ-методик и др. Благодаря социальному партнерству налажены связи с организациями, занимающимися проблемами детей с ограничениями жизнедеятельности.
О них обычно говорят: дети с ограниченными возможностями — инвалиды по зрению, слабослышащие, страдающие заболеваниями опорно-двигательного аппарата. А между тем, это просто дети, которые больше, чем кто-либо, нуждаются в общении, внимании, заботе. Но недуг изолировал их от общества, затрудняя физическое, психическое и личностное развитие. Крайне узок круг друзей, с которыми общаются такие дети, в то время как рядом существует большой мир, незнакомый и малодоступный для них.
Мы, работники, Центральной библиотеки для детей г. Николаева, понимали, что дети–инвалиды также, как и другие дети, имеют право на получение информации, быть читателями библиотеки, которая им удобна для пользования, и чем раньше библиотека включится в работу по оказанию помощи этим детям в приобретении социального, читательского опыта, тем менее болезненными будут процессы адаптации и интеграции их в общество.
Чтобы создать модель скоординированного библиотечного обслуживания детей с ограничениями жизнедеятельности, социально и интеллектуально зависимых, библиотека подготовила комплексную программу «Глубинная экология человечества в защиту детства», которая предусматривала работу с детьми: имеющими проблемы в интеллектуальном развитии (дети из специализированных интернатов, из классов интеллектуальной коррекции средних школ); социально незащищенными (дети, лишенные полного родительского окружения; дети из малообеспеченных семей; дети из интернатов для сирот; дети из учреждений специального назначения – детская колония, детский приют; дети, которые подверглись насилию в семье); имеющие ограниченные возможности посещения библиотеки (дети–инвалиды из центра ранней социальной реабилитации; одаренные дети с физическими недугами; дети–инвалиды, обучающиеся на дому; дети, находящиеся на длительном лечении в стационарах детских лечебных учреждений).
Группы детей, включенные в программу «Глубинная экология человечества в защиту детства»:
• дети, нуждающиеся в интеллектуальной коррекции;
• социально не защищенные дети;
• дети, подвергшиеся насилию в семье;
• дети из учреждений специального назначения;
• дети с ограничениями жизнедеятельности.
За последние три года была проведена достаточно объемная работа по многим направлениям библиотечной деятельности, касающихся проблем налаживания коммуникативных связей с этими категориями детей, их родителями. Был сформирован банк данных: о правовых документах и социальных услугах относительно детей–инвалидов; — социальных, психологических и педагогических учреждениях, занимающихся проблемами детей–инвалидов; — учебных учреждениях, предлагающих вариативные формы образования детей с трудностями обучения в общеобразовательной школе; — службах психологической защиты детей, попавших в экстремальную ситуацию; — лечебных учреждениях в Украине и за рубежом (через сеть Интернет), которые могут оказать помощь детям–инвалидам; — отделах труда и занятости, трудоустраивающих детей–инвалидов.
Была продумана и обеспечена реализация права вышеуказанных категорий детей на пользование услуги библиотеки посредством: стационарного льготного обслуживания; обслуживания детей и их родителей в режиме «Домашний абонемент»; обслуживания в стационарах детских лечебных учреждений города; психологической и моральной поддержки детей с помощью инновационных форм межличностного общения — «листков доверия», «листков желаний», «книгодебатов», «викторин на дому» и др.
Осуществлялась информационная поддержка областных социальных программ «Молодой инвалид», «Предупреждение жестокости и насилия против ребенка», «Профилактика суицидального поведения среди подростков и молодежи» и др. Наиболее мобильными группами этой программы стали коррекционно-интеллектуальная группа и группа с ограничениями жизнедеятельности. Обобщив результаты маркетинговых исследований, мы сумели выявить увлечения и способности детей, обеспечить удобное эргономическое пространство для них, создать «зоны» для чтения, занятий досуга и релаксации.
Интеллектуальная коррекция — это следствие серьезного заболевания, ограничивающее детей во многих сферах жизнедеятельности. Благодаря высокой культуре общения опытных педагогов, родителей, врачей, их доброжелательности и непредвзятости в решении различных проблем, мы достигли эффективного взаимодействия и взяли на себя информационное обеспечение направлений учебной деятельности этих детей. Для данной категории читателей создан консультационный центр. Здесь опытные педагоги помогают подготовиться к школе, адаптироваться к коллективу сверстников, учебе. При центре организовано диагностирование ребенка, диагностирование семейных контактов и влияния родителей на развитие потенциальных возможностей детей. Эту диагностику проводит высококвалифицированный психолог с помощью разнообразных тестов и анкет. Очень привлекает детей и родителей возможность компьютерного тестирования: тест на интеллект, тест механической понятливости и др. Внедряются в практику элементы коррекционной работы с помощью Арт-методик, развивающих игр.
Сегодня, практически каждый второй родитель этих детей сталкивается с такими проблемами как нарушения в общении, конфликтность, обособленность, неадекватность поведения. Мы понимали, что это причины серьезных интеллектуальных и эмоционально-личностных проблем в будущем, и без психолога здесь не обойтись. Один раз в квартал в библиотеке проводятся Дни психологической помощи семье. Но под особую опеку в библиотеке взяты дети–инвалиды. И это не случайно. Информация играет в жизни инвалида огромную роль вследствие того, что с одной стороны – физический недостаток ограничивает их доступ к другим культурным ценностям, с другой – помогает ему быстрее адаптироваться в обществе, способствует развитию творческих возможностей, самоутверждению личности, ее социализации.
Однако обеспечить широкий доступ к информации сегодня возможно при условии максимального использования информационных технологий, сочетания различных форм и методов обслуживания. Именно библиотека может помочь читателям с ограничениями жизнедеятельности преодолеть информационную и личностную замкнутость.
В 1999 году ЦДБ приняла участие в конкурсе проектов фонда «Відродже н ня» на получение гранта. Проект имел название «Ты не один в мире» (Библиотеки в помощь детям–инвалидам) и был направлен на информационную поддержку талантливых детей–инвалидов, которым необходима разносторонняя информация для учебы, развития способностей и организации досуга, обеспечение свободного доступа к интегрированным информационным ресурсам на основе использования современных компьютерных технологий и средств телекоммуникаций. Проект получил поддержку Сетевой библиотечной программы Института открытого общества (Будапешт) на сумму 10 000$. В результате внедрения проекта было приобретено: шесть компьютеров с цветными принтерами и модемами, которые установлены дома у детей, больных ДЦП; сервер для центральной детской библиотеки, помогающий предоставлять детям через телекоммуникационные каналы необходимую информацию; видеокамера, видеомагнитофон, с помощью которых снимаются театрализованные мероприятия, проходящие в библиотеке, с дальнейшей их демонстрацией на дому у детей–инвалидов; ксерокс, который позволил получать информацию в виде ксерокопии срочно и оперативно детям и их родителям, врачам–реабилитологам.
Презентация проекта стала праздником для всех — библиотеки, городской общественности, и, конечно, детей. Такое в жизни этих ребят было впервые. Им ведь привычнее домашняя обстановка — учатся дома, круг общения ограничен. За очень короткий срок сотрудники отдела новых информационных технологий библиотеки помогли детям освоить сложную компьютерную технику. И теперь ребята могут с помощью компьютера рисовать, писать стихи, небольшие рассказы и даже музыку. Ведь возможности компьютерной техники не ограничены и познавать их придется долго.
Очень радуют нас успехи юной художницы Ариадны Гайсиной. Ариадна, несмотря на юный возраст (18 лет) — личность известная: «Горожанин года» в номинации «Наши надежды», лауреат фестивалей детского творчества, победитель конкурсов рисунков, автор интересных графических работ и аппликаций. Рада — человек с живым и острым складом ума — с ней интересно общаться, внутренний мир ее очень богат. Еще больше раздвинуть его границы, вывести за стены дома, за «маршрут» инвалидной коляски — к сверстникам, образованию, информации помог компьютер. Первые ее компьютерные графические работы откровенно поразили не только нас, библиотекарей, но и специалистов. Еще одна наша ученица — Яна Меринова серьезно занялась созданием собственной иллюстрированной «энциклопедии».
Остальные ребята довольно успешно овладевают клавиатурой, работают с текстовым редактором, играют в развивающие компьютерные игры.
Особую значимость для детей–инвалидов имеет обеспечение доступа к информационным ресурсам Интернет. Он раздвигает границы общения, которое для людей с физическими недостатками имеет жизненно важный, в какой-то мере реабилитационный характер, ведь для многих оно — единственный «выход» в мир. В этой компьютерной сети можно найти огромное количество книг, обучающих программ, тематических баз данных, энциклопедий и словарей. Наличие всего этого материала в электронном виде дает возможность обеспечить себя нужной информацией, осуществить поиск по различным параметрам.
Интернет — информационная «биржа» не только для детей, но и для их родителей. При помощью его родители могут получить информацию о: новых методиках лечения, возможностях лечения детей–инвалидов за рубежом и в ближнем зарубежье; учебных заведениях, где могут получить образование дети–инвалиды; условиях усыновления детей–инвалидов–сирот зарубежными семьями и др.
Все участники проекта были подключены к Интернет. В рамках проекта в ЦДБ был создан Центр информации и релаксации для детей–инвалидов. В центре организована оптимальная структура, выделены соответствующие эргономические «зоны» с учетом физического состояния детей, их потребностей и увлечений. Здесь собрана большая коллекция книг и периодических изданий, компакт-дисков, специализированных изданий («говорящие книги» на CD-ROM, книги со специальным шрифтом, адаптированные издания), литература по вопросам педагогики, психологии, логопедии, реабитологии и др. Здесь, по предварительным запросам, можно получить консультации психолога, врача, реабилитолога. Центр занимается работой с детьми–инвалидами, которые находятся на длительном лечении в стационарах лечебных учреждений. Для них проводятся выездные зрелищные мероприятия, осуществляется обмен книгами непосредственно в лечебном учреждении.
Еще одним положительным моментом реализации проекта стало создание медиатеки (CD-ROM, видео и аудиокассеты, лазерные диски, другие носители информации). Здесь дети–инвалиды и их сверстники производят обмен CD-ROM, обмениваются личными записями. Создание медиатеки позволило расширить возможности библиотеки и привлечь новых читателей, дало возможность использовать ресурсы новейших технологий: просмотр CD -дисков, самостоятельное интерактивное обучение иностранным языкам и др.
Одним из показателей успеха проекта стали Дни общения с детьми–инвалидами и их родителями, которые каждый месяц проходят в стенах библиотеки. В этот день ребята участвуют в театрализованных представлениях, конкурсах, обмениваются мнениями о книгах, учебе, выбирают понравившиеся книги для чтения дома. Родители имеют возможность пообщаться друг с другом, проконсультироваться с педагогами–реабилитологами Центра ранней социальной реабилитациями детей–инвалидов. Дети всегда уходят с подарками, которые готовит для них фирма «Инвар» — наш спонсор. Очень часто в такой день нашими гостями являются воспитанники Центра ранней социальной реабилитации, педагоги центра. Для них — интересные мероприятия: виртуальные уроки, экскурсии и путешествия, развивающие моторику рук игры, конкурсы. Практикуются в библиотеке заочное телефонное общение, во время которого знакомятся между собой дети, чьи интересы, психологические особенности сходятся. Выделенное рабочее место для читателя с целью работы на ПК дает возможность индивидуально работать с каждым ребенком, учитывая степень заболевания, интеллектуальный уровень, возможность работать руками.
Несколько слов об еще одной категории детей, с которыми работают детские библиотеки. Природа щедро одарила их талантом видеть прекрасное, воспроизводить его в рисунках, но к сожалению, не дала возможность слышать. Недавно в ЦДБ прошла презентация работ юных художников — учащихся интерната для слабослышащих детей. Настоящими именинниками чувствовали себя Игорь Марченко и Таня Григоренко, работы которых были наиболее интересными. Талантливым ребятам были вручены подарки от областного фонда «Милосердие и здоровье», фондов «Женская перспектива» и «Дия», фирмы «Инвар». Но самыми ценными подарками для них стали слуховые аппараты.
Начата работа еще с одной группой детей — слабовидящими и незрячими. Это одна из самых уязвимых групп. Мир звуков и ощущений — атмосфера, в которой живет человек, потерявший зрение. И он, как никто другой, нуждается в общении. А если это еще и ребенок, подросток, юноша потребность эта возрастает вдвое. Совместно со специалистами начали разработку программы по внедрению адаптивных технологий, вспомогательных тифлотехнических средств. Начато формирование фонда изданиями с брайлевским шрифтом, создание фонограмм «говорящих книг».
Наши шведские коллеги (совместный семинар «Партнерство во имя ребенка» прошел на базе нашей библиотеки в сентябре 2000 г.) подарили подборку тактильных детских книг. Думаем над приобретением программ «говорящий калькулятор», «говорящие шахматы», озвученный толковый словарь Ожегова, программы по озвучиванию клавиатуры для обучения работе на компьютере.
К сожалению, существуют и другие нерешенные проблемы. Для дальнейшей плодотворной работы, ее совершенствования нам катастрофически не хватает дополнительных помещений. Еще очень медленно идет процесс компьютеризации наших детских библиотек (их в городе 11, и только центральная библиотека имеет парк компьютеров). Чтобы работа, которую мы начали, имела научную основу, логическую последовательность, в штате библиотеки должны были быть социолог, психолог, реабилитолог, сурдолог. Уже в этом году возникла настоятельная проблема в специальной подготовке библиотекаря для работы с этой категорией читателей. Обычному специалисту делать эту работу сложно морально. Я уже не говорю о том, что многие наши библиотеки абсолютно не приспособлены к приему в своих стенах детей–инвалидов: отсутствуют специальные подъезды, поручни, нет достаточных проходов для проезда инвалидной коляски. Все чаще встает вопрос о постоянном комплексном обслуживании детей–инвалидов, когда наравне с библиотекарем ежедневно будут работать программисты, социальные работники, юристы, офтальмологи, дефектологи, логопеды и др. Задачи нелегкие, но решать их необходимо. Ведь дети–инвалиды — это тоже наше будущее. И если нет возможности в полной мере вернуть им здоровье, то необходимо создать условия для их полноценной жизни и развития.
Успешно работать в данном направлении позволяет консолидация специалистов, заинтересованных организаций, учреждений и ведомств. Мы тесно сотрудничаем с центром ранней социальной реабилитации детей–инвалидов «Надежда», ассоциацией матерей детей–инвалидов, помогаем родителям находить коммерческие фирмы, общественные организации с целью материальной помощи детям. А сегодня наши нетрадиционные группы читателей и их родители знают, если им когда-нибудь покажется, что в жизни осталось мало бескорыстия и доброты, они могут рассчитывать на свою, детскую библиотеку. Их здесь всегда ждут и очень любят.