Детские библиотекари Украины на Крымском форуме
"К р ы м – 2 0 0 2 "
Наталья Семилет,
Централизованная библиотечная система для детей, г. Николаев
Некоторые размышления о миссии детской библиотеки и примеры ее виртуального воплощения
В докладе идет речь о миссии Центральной библиотеки для детей г. Николаева, которая позволяет продемонстрировать общественности предназначение библиотеки в современном социуме. Особое внимание уделяется информационно-образовательной функции библиотеки, которая направлена на реализацию прав ребенка в информационно-библиографическом обслуживании, на расширение и обогащение учебного процесса. Использование новых информационных технологий рассматривается как средство пробуждения интереса к книге и познанию.
Как и везде в обществе, так и в библиотечном мире принято отдавать дань моде на определенные специфические понятия, термины и формулировки. Наверное, в этом есть своя закономерность и логическое объяснение. Все зависит от изменений, происходящих в обществе, от которого библиотека, по понятным причинам, быть свободной не может. И вот уже термин «пропаганда» книги сменяется «популяризацией», а «воспитание культуры чтения» — «привитием информационной культуры». Таких примеров можно привести множество, но зачастую от изменения формулировки понятия не меняется его целенаправленность.
Многие годы каждая библиотека, планируя свою работу, определяла цели и задачи, как краткосрочные, так и долгосрочные, а предназначение было у всех библиотечных учреждений, в зависимости от контингента обслуживаемых читателей, одинаковым. Сегодня «модным» стало определять «миссию» организации и в том числе библиотеки. Но если разобраться в понятии «миссия», то очень скоро можно прийти к выводу, что это не дань «моде», не подмена одного термина другим, а осознанная, продиктованная временем необходимость выразить кратко и в тоже время емко предназначение своей библиотеки, которое отличает ее от других. Именно миссия позволяет продемонстрировать общественности, чем может быть ей полезна библиотека, к чему она стремится, какие средства может и готова использовать для достижения поставленных целей.
Самосознание коллектива библиотеки, реалистичное понимание им своих сильных и слабых мест является одним из условий нахождения своего места в конкретной ситуации. Миссию своей библиотеки мы «вынашивали» на протяжении 10 лет, не осознавая, что в результате должны «родить». Просто мы понимали, что работать по-старому мы уже не сможем, что наши пользователи (тогда еще только «читатели») ждут от нас изменений, связанных с постепенным внедрением в работу библиотеки рыночных, маркетинговых принципов. Все эти годы постепенно менялись направления работы, усложнялись цели и задачи, которые ставил перед собой коллектив. Мы понимали, что перед детской библиотекой стоят наиболее ответственные и важные задачи, направленные на реализацию прав ребенка на библиотечно-информационное обслуживание, бесплатный доступ к библиотечным фондам и получение услуг. Библиотека, к тому же, должна играть положительную роль в воспитании образованных, социально-активных граждан государства, которые смогут обеспечить постоянный прогресс нации. Мы не должны допустить, чтобы исчезла одна из самых замечательных, отличительных особенностей нашей нации — стремление к знаниям, чтению. А читающая нация — это, прежде всего, читающие дети.
Сегодня не только библиотеки для взрослых, но и детские библиотеки готовы принять на себя функции муниципального информационного центра, который является не только источником получения разнообразных документов, но и организатором доступа детей, а также тех, кто занимается их воспитанием и образованием, к адресной информации. Это, и многое другое, дало нам основание определить приоритетные направления деятельности нашей библиотеки, а именно:
• информационная поддержка образовательного процесса в учебных заведениях города, создание условий для применения маркетинга образования;
• предоставление информационного комфорта семье, усовершенствование организации семейного чтения, привлечение к сотрудничеству родителей, дедушек и бабушек;
• работа с молодой семьей в рамках комплексной программы «Будущая мама самая обаятельная и привлекательная», информационное обеспечение по вопросам охраны материнства и детства;
• внедрение новых информационных технологий, интеллектуализация;
• работы библиотекарей на основе дальнейшей компьютеризации и медиатизации библиотеки;
• содействие чтению детей, которые имеют ограниченные возможности посещения библиотеки и специальные потребности, создание для них релаксационных «зон» и условий для обучения в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде;
• организация содержательного досуга читателей, выработка собственного стиля на основе неординарных подходов к традиционным формам массовой работы и доверительных отношений с читателями.
Мы понимаем, что эффективность внедрения всех этих направлений зависит от того, насколько умело библиотека сумеет адаптировать свою традиционную модель к жизни в новой информационной реальности. Определяя свою миссию, мы оцениваем библиотеку как ворота в мир информации без границ, которая призвана научить детей работать с виртуальной информацией, оценивать и анализировать ее. Не будем оригинальными, утверждая, что именно информационные ресурсы, компьютерные технологии помогают нашей библиотеке войти в информационное общество на правах равной среди равных.
Компьютер рассматривается как привлекательное для детей техническое средство, как еще один из путей, ведущих в библиотеку, как средство пробуждения интереса к книге, к познанию. От найденной с помощью компьютера библиографической информации ребенок переходит к библиотечному фонду — книжным полкам. Такой своеобразный мост между виртуальным миром и реальной библиотекой способствует росту её популярности, слиянию новых и традиционных средств, превращающих библиотеку в особую интеллектуальную среду, побуждающую к образованию. Таким образом, внедрение новых информационных технологий, техническое оснащение библиотеки помогает нам воплощать в действительность миссию, которую мы для себя определили.
Наша миссия благородна — потому, что мы обеспечиваем сохранение традиций детского чтения, как духовного потенциала общества. Наша сверхзадача — духовное воспроизводство личности. Мы стремимся обеспечить доступ детей и взрослых к информации, удовлетворить с помощью разнообразного спектра ресурсов и услуг образовательные, информационные и личностные потребности наших читателей, включая отдых и досуг. Мы против «культа личности», но культ читателя — это наше кредо. Мы — это коллектив профессионалов, которые имеют большой творческий потенциал и знают, как сделать библиотеку открытой, доступной, Интеллигентной. Библиотека играет множество социальных ролей. Понимая, что жизненно важно, чтобы эти ее новые роли были осознанны и востребованы как населением, так и властными структурами, мы стремимся донести до них свою миссию.
Одна из важнейших задач детской и школьной библиотек, выполнение которой они, по сути, полностью взяли на себя — это информационно-библиографическое обеспечение учебного процесса, оказание разнообразных образовательных услуг, обеспечивающих возможность учащимся получать непрерывное образование. На помощь приходят новые компьютерные технологии. Отдел новых информационных технологий вносит большой вклад в выполнение миссии нашей библиотеки и в первую очередь в вопросе информационной поддержки образования. Информационные ресурсы библиотеки включают помимо документальных источников, видеофильмы, музыкальные компакт-диски, образовательные, познавательные, обучающие CD-ROM в помощь многим школьным предметам для разных возрастов. Созданием медиатек сегодня никого уже не удивишь (хотя у нас в Украине приобретение CD-ROM в настоящее время стало очень проблематичным в связи с вопросом лицензирования мультимедийной продукции). Другое дело, эффективность использования медиатек в процессе оказания библиотекой образовательных и других услуг своим пользователям. Мы поставили перед собой задачу широкого использования возможностей нетрадиционных носителей информации по всех направлениям библиотечных услуг, и в первую очередь — образовательных. Используем их для:
• предоставления пользователям фактографической информации (CD-ROM -энциклопедии, словари, справочники, рефераты, тексты художественных произведений; развивающие программы);
• самостоятельной работы читателей на АРМ;
• организации медиа-панорам и виртуальных уроков по предметам школьной программы.
Большой популярностью пользуется полнотекстовая база данных «Высшие и средние учебные заведения города», в которой пользователь найдет полную информацию о факультетах, специальностях, экзаменах, наличии подготовительных курсов, оплате за обучение и прочее.
Сегодня библиотеки нашей ЦБС ищут новые направления работы с семьей, выявляют спрос на информационные услуги для неё, предоставляют консультативную помощь по проблемным вопросам воспитания, возрождают традиции семейного чтения, организуют информационно-просветительный сервис для будущих мам. Расширить интегрированный ассортимент услуг для родителей, с учетом их интересов и потребностей, помогает действующая у нас Служба информационного комфорта семьи. Одним из востребованных её направлений является информационный сервис для будущих мам и молодых родителей. Они могут воспользоваться электронным банком данных о законодательных материалах по вопросам охраны детства и материнства, познакомиться с электронными версиями рекомендательных, информационных листовок «Мама! Я здесь!», «Баю-баюшки-баю» (с перечнем и текстами колыбельных песен), информационных буклетов «Новорожденный» отец», «Полезные советы молодым родителям», «Рекомендации по «применению современной бабушки» и другие. А полная информация о женских и детских лечебных учреждениях города, традиционных и нового типа, имеется только на нашем сайте.
Уже на протяжении 10 лет в библиотеке работает образовательный центр «Мальвина», который помогает родителям подготовить малышей к школе. Первое знакомство с компьютерами у многих малышей происходит именно в библиотечной «Мальвине».
Особым вниманием и заботой окружены семьи, имеющие детей–инвалидов. Третий год мы продолжаем внедрять проект «Ты не один в мире», направленный на информационную поддержку детей–инвалидов, которым необходима разносторонняя информация для учебы, развития своих способностей и организации досуга. Участники нашей программы — дети, у которых страшное заболевание ДЦП отняло возможность свободного передвижения, подросли за 3 года, стали для нас, работников библиотеки, близкими друзьями. За это время они научились многому, с помощью подаренных библиотекой и фондом «Ві д родження» компьютеров: готовить школьные задания, рисовать, писать стихи и рассказы, освоили пользование Интернет.
Коллектив нашей библиотеки творческий, поэтому ежегодно нарабатывает новые, оригинальные формы и методы популяризации книжного фонда и периодических изданий. Межличностное общение читателей с библиотекарями очень часто наталкивает последних на новые идеи популяризации печатных изданий, организации досуга школьников во время каникул. Но не одно мероприятие сегодня не проходит у нас без медиа-панорам, виртуальных путешествий и экскурсий, слайд-шоу. С помощью компакт-дисков проводится подбор музыкального сопровождения зрелищных мероприятий.
Плодотворное сотрудничество библиотеки с издательством «Атол» вылилось в презентацию сборника детских стихов и рисунков николаевской поэтессы и художницы Антонины Барченко «Веселый зоопарк», выпущенного к 100-летию Николаевского зоопарка. Сюрпризом для ребят — участников презентации было то, что издательство параллельно с печатным изданием выпустило СD - ROM -ный вариант этой книги–раскраски. Импровизированный виртуальный конкурс «Раскрась меня», виртуальная экскурсия по Николаевскому зоопарку, придали мероприятию динамизм и веселье.
Большое достижение 2001 года — это создание Web -сайта библиотеки. На нем находится информация для всех заинтересованных пользователей: детей и родителей, учителей и студентов. Сайт состоит из семи страничек.
«Детская страничка». Эта страничка имеет много линков на детские художественные произведения в Интернет («Интернет–Почитайка»), линки на каталог детских ресурсов («Интересный Интернет»). Маленький пользователь, который зашел на эту страничку, имеет возможность поиграть в интеллектуальные игры, принять участие в викторине по творчеству А. Линдгрен и других писателей.
«Ресурсы для преподавателей» — все, что может заинтересовать учителей, воспитателей, студентов, родителей. Это мини-справочник «Литературная Николаевщина», сводный каталог периодики по ЦБС, информация обо всех информационных ресурсах библиотеки, сценарии краеведческих массовых мероприятий.
«Профессиональная страничка» — информация о модернизации профессионального образования в ЦБС, целевые комплексные программы, по которым работает библиотека. Приведены так же материалы исследования «Социологический портрет коллектива ЦБС» (стаж работы библиотекарей, уровень профессионализма, образовательный уровень и др.).
«Что новое в библиотеке» — списки новых поступлений, библиотечные новости, план массовых мероприятий на месяц.
«Игровая комната» — приведены линки игровых сайтов, а также интеллектуальные игры, викторины.
«Поговорим» — все желающие имеют возможность пообщаться в chat-room или послать свои вопросы, пожелания на электронный адрес ЦДБ.
«Наши ресурсы». На этой странице размещены все указатели литературы, которые были созданы отделами ЦДБ, а также полнотекстовые электронные базы.
Пользователи на сайте находят информацию об истории и структуре нашей библиотеки. На сайте также сделаны линки библиотек города, детские библиотеки Украины.
Информация о библиотечном сайте была размещена в городской прессе. Это дало свои результаты: за 6 месяцев сайт посетило около 500 пользователей.
Создавая собственные информационные ресурсы, мы стараемся изучать и знать информационный рынок с тем, чтобы отбирать наиболее стоящее, что имеется на нем, для развития читателей.
Невозможно в одном докладе охватить все направления нашей работы, в которую коллектив вкладывает максимум сил, творческой энергии и профессиональных знаний для того, чтобы доказать своим потенциальным и настоящим пользователям: современная библиотека — это тот институт, в котором доступ к разносторонней информации, материалам и услугам рассматривается как право, а не привилегия. В то же время, решая глобальные задачи по информатизации библиотеки, мы не должны в суете важных и значительных дел потерять маленького человека, на адаптацию которого в этом очень непростом мире и направлена наша миссия.