Національна бібліотека України для дітей
     
Віртуальна довідка1
Наша адреса:
03190, Київ, вул. Януша Корчака, 60
 
Написать письмо
 
 
 
   
Пошук по сайту  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.
Про бібліотеку
Послуги та сервіси
Електронні ресурси
Вибрані інтернет-ресурси
Це важливо знати
На допомогу бібліотекареві
Детские библиотекари Украины на Крымском форуме

"К р ы м – 2 0 0 2"

Игорь Торлин,
Государственная библиотека Украины для детей, г. Киев

Web-сайты детских библиотек: современное состояние и перспективы развития

В докладе анализируются проблемы создания и информационного наполнения Web-сайтов детских библиотек Украины и России, а также сайтов детских и подростковых сервисов публичных библиотек США.

Прошли времена, когда отечественные библиотеки были лишь пассивными потребителями информации Интернет. Сейчас большинство из них уже понимает необходимость создания собственных информационных ресурсов, а иные уже и предлагают их широкому кругу пользователей всемирной глобальной сети. Разные по составу и величине своих фондов, аудитории пользователей и местоположению, а также штату специалистов библиотеки, конечно, выполняют и разные функции. В большей степени именно поэтому Web -сайты библиотек разных уровней отличаются разной информационной насыщенностью.

Этот доклад посвящен анализу содержания сайтов отечественных и зарубежных детских библиотек, а также отделов публичных библиотек, обслуживающих детей. Речь пойдет о сайтах библиотек США (где автор доклада в 2000 году проводил свое исследование), России и Украины. Основой анализа станут Web -страницы библиотек Соединенных Штатов Америки, где система в целом уже сложилась, и поэтому есть основания делать определенные обобщения.

Сначала приведем несколько общих наблюдений. Сайты большинства библиотек объединяют в себе как динамическую, так и статическую информацию (если можно вести речь о статике в Интернет вообще). Тем не менее, к статической информации с достаточной мерой условности можно отнести информацию о библиотеке вообще: ее адрес, отделы, сервисы, обычный режим работы (за исключением праздничных дней — тогда эта информация уже переходит к разряду динамической); рекомендательные списки литературы для детей; списки лучших Интернет-сайтов, правила Интернет-безопасности и Интернет-этики и т. п. Конечно, львиную долю в Интернет составляет информация динамическая. Библиотеки размещают на сайте информацию о выставках, конкурсах и массовых мероприятиях, которые происходят в их стенах, списки новых поступлений в библиотеку, литературное и художественное творчество детей, рецензии и отклики детей на прочитанные книги, новости культурной жизни города и т.п. Довольно часто размещается информация о городских культурных мероприятиях, которые можно посетить семьям в выходные дни.

Общеизвестно, что в США детские и юношеские библиотеки не существуют в отдельности, а являются подразделами публичных библиотек. Тем не менее, для детских и подростковых сервисов библиотек разработаны отдельные сайты, поскольку библиотекари понимают особую специфику своих пользователей. Информация на этих сайтах адресована детям (или подросткам), родителям, учителям и библиотекарям. Причем, большая часть информации направлена именно детям и подросткам. Делаю акцент на этом, так как, к сожалению, многие библиотечные сайты Украины и России (и не только детские) грешат перекосом предоставляемой информации в сторону профессиональной: большая часть нашей информации направлена библиотекарю, и в этом я усматриваю один из существенных недостатков наших сайтов.

Американские сайты одновременно выполняют две функции: во-первых, привлекают читателя к библиотеке (размещая вышеупомянутую информацию о мероприятиях, которые происходят в ее стенах, а также предоставляя возможность поиска в электронном каталоге с одновременной возможностью заказа найденного источника информации на свой читательский формуляр); во-вторых, значительно расширяют границы своей библиотеки, предоставляя своим читателям доступ к полнотекстовым базам данных с личного компьютера, тем самым в полной мере реализуя конституционное право граждан на получение информации (в особенности важно это для инвалидов, реализации прав которых в США уделяют огромное внимание).

Объем предоставляемой информации на сайте библиотеки чаще всего прямо пропорционален ее величине. Небольшие филиалы (которые также большей частью имеют собственные сайты), ограничиваются информацией о библиотеке и ее сервисах, а также о мероприятиях, которые происходят в ее стенах. Кроме того, здесь вы обязательно найдете списки ссылок на лучшие Интернет-ресурсы для детей и подростков. Чаще всего они составлены квалифицированными библиографами крупных публичных библиотек США либо Американской библиотечной ассоциации.

И еще одно общее замечание: в местах компактного проживания людей, чьим родным языком не является английский, сайты параллельно реализуются на другом языке (чаще всего на испанском). Среди наиболее интересных и содержательных детских и подростковых библиотечных сайтов США следует отметить страницы публичных библиотек Нью-Йорка, Чикаго, Сан-Хосе, Сан-Франциско, Огайо, Лос-Анжелеса. Отдельно следует отметить главную библиотеку Соединенных Штатов Америки — Библиотеку Конгресса, которая создала замечательный сайт для детей и подростков «Американская история из Американской библиотеки», на котором в игровой форме вы знакомитесь с историей Соединенных Штатов Америки. Я не называю здесь адресов вышеперечисленных сайтов, поскольку ссылки на них можно найти на странице нашей библиотеки.

Детские библиотеки России начали создание собственных Интернет-ресурсов значительно позже американских, тем не менее, достигли в этом уже определенных успехов. Среди первопроходцев следует назвать Саратовскую областную библиотеку для детей и юношества, Ленинградскую областную библиотеку для детей, Нижегородскую областную детскую библиотеку, Централизованную систему детских и школьных библиотек города Озерска; со временем к ним присоединились Санкт-Петербургская городская детская библиотека им. А.С. Пушкина, Московская центральная городская библиотека имени А.П. Гайдара и Российская государственная детская библиотека. К сожалению, общей нашей бедой является нестабильность работы сайтов библиотек. На мой взгляд, причин здесь несколько: недостаток средств на оплату полноценного скоростного доступа к ресурсу, уход из библиотеки конкретных личностей — энтузиастов своего дела, а также «разовый» порыв на первоначальной стадии создания сайта в противовес повседневной черновой работе по его поддержке и обновлению. По всей вероятности, что-либо из вышеперечисленного и является причиной того, что я так и не смог (несмотря на многочисленные попытки на протяжении последних месяцев) посетить чудесно реализованный сайт Саратовской библиотеки. Также недоступен оказался и сайт Нижегородской областной детской библиотеки. Страница республиканской детской библиотеки республики Татарстан не обновляется уже больше года, а начинали они очень неплохо. Поэтому обратимся к реально функционирующим сайтам. Среди них доступ к собственному электронному каталогу предоставляет лишь Московская центральная городская библиотека имени А.П. Гайдара. При всем моем уважении к Ленинградской областной библиотеке и ее замечательному Региональному сайту детских библиотек, Электронный каталог, на нем заявленный, по своей сути таковым не является. Это очень хорошо реализованные списки рекомендованной литературы для детей, сгруппированные по авторам, названиям и отдельным темам. Конечно, на сайте детской библиотеки крайне необходимы такие списки, но они, на мой взгляд, должны дополнять виртуальный электронный каталог библиотеки, а не заменять его (впрочем, возможно, это не позиция, а техническая необходимость). Следует отметить, что в новом дизайне сайт стал еще более привлекательным, и, что очень важно, с хорошим быстрым доступом. Сайт рассчитан на детей до 15 лет, поэтому и предъявлять к нему претензии, что он не предоставляет информации для родителей и библиотекарей, нет смысла.

Еще один региональный сайт работает в Озерске. Он также отличается быстрым доступом, удобной навигацией, постоянно обновляется, и также направлен детям. На его виртуальных страницах вы найдете много рекомендательных списков литературы разнообразной тематики для детей разных вековых групп, и в то же время не обнаружите электронного каталога. Можно приветствовать создателей сайта с интересом к истории собственного города, а также с желанием предоставить возможность детям представить свое художественное и литературное творчество (пока что, правда, лишь продекларированное).

Внешне привлекателен, с быстрым доступом, удобен в навигации и сайт Санкт-Петербургской городской библиотеки имени А.С. Пушкина. Информация на нем постоянно обновляется: пользователь всегда может найти «горячие» новости, условия и результаты конкурсов, но, на мой взгляд, следовало бы больше внимания уделять литературному и художественному творчеству детей. Например, в разделе Санкт-Петербургской Секции детской книги России речь идет о победителях конкурса на лучшую иллюстрацию к книгам писателей города. Тут бы и представить работы победителей! Тем не менее, называются лишь их имена ... Следует поздравить разработчиков сайта с очень интересным и полезным разделом «Твоя страница», на которой дети и подростки делятся своими проблемами, мечтами, мыслями. Мне кажется, этот раздел будет пользоваться большой популярностью, ведь подростки нуждаются в трибуне, им хочется, чтобы их мысли, желания, мечты были услышаны ровесниками, они имеют потребность выразить свое отношение к миру взрослых, на пороге которого они стоят. На этом же сайте бросается в глаза отсутствие традиционных библиотечных ресурсов — электронного каталога и списков рекомендованного чтения.

Как я уже отмечал выше, полноценный поиск в электронном каталоге библиотеки реализован лишь на сайте Московской центральной городской библиотеки имени А.П. Гайдара. Быстрый доступ, прозрачная навигация, четкое распределение сайта для детей и библиотекарей–специалистов. Конкурсы, литературные игры, информация о выставках (и здесь, на мой взгляд, не хватает иллюстративного материала: я думаю, можно было бы договориться с художником–иллюстратором и отсканировать одну–две работы; это сразу бы оживило сухую информацию о местонахождении выставки). Красивое начинание «Книги–юбиляры 2001 года», к сожалению, не нашло своего продолжения в году 2002.

И, наконец, сайт главной детской библиотеки России — Российской государственной детской библиотеки. Надеюсь, сотрудники этой замечательной библиотеки не обидятся на меня, если я приведу известное выражение: «они долго запрягают, но быстро едут». Примерно год тому назад, когда я ознакомился с содержанием их сайта, он мне показался слишком «парадным», официальным. И вдруг — такой скачок. Много полезных и нужных материалов для библиотекарей, детское творчество, удобно представленные новости библиотеки и сайта, быстрый доступ, а главное — новый замечательный журнал «Библиогид», открыв который, уже никуда не уйдешь, пока не прочитаешь его «от корки до корки». Эта библиотека всегда славилась своими библиографами, и издание этого крайне интересного и полезного журнала по проблемам детской литературы и детской книги еще раз засвидетельствовало: они — первые и наилучшие в своей области. Хотелось бы пожелать сотрудникам библиотеки как можно скорее организовать доступ к электронному каталогу библиотеки, а также больше внимания уделить своим главным потенциальным пользователям — детям и подросткам. Пока что складывается впечатление, что сайт ориентирован в большей степени на родителей и библиотечных специалистов.

Украина в этом отношении по сравнению с Россией несколько отстает. В полном смысле слова к сайтам можно отнести наработки Николаевской Центральной библиотеки для детей им. Ш. Кобера и В. Хоменка, Севастопольской Центральной городской библиотеки и Государственной библиотеки Украины для детей; первые шаги в этом направлении сделала и Луганская областная библиотека для детей. Внешне очень привлекательный, удобный в навигации, быстрый в доступе сайт Николаевской библиотеки предлагает свои электронные ресурсы как пользователям–детям, так и взрослым — учителям и библиотекарям. Правда, среди собственных ресурсов, адресованных детям, пока можно отметить лишь викторину по произведениям Астрид Линдгрен и списки интересных ресурсов в глобальной сети. Остальные подразделы (он-лайновые игры, «чат») являются лишь ссылками на Интернет-ресурсы глобальной сети. Тем не менее, мы знаем эту библиотеку как очень инициативную, и у меня нет сомнений, что ресурсы в этом разделе будут постепенно накапливаться.

Среди других ресурсов, направленных подросткам и родителям, можно назвать полезный ресурс «База данных учебных учреждений города Николаева», где представлены основные сведения о средних и высших учебных заведениях города с указанием специализации, срока обучения, времени вступительных экзаменов и адресами учреждений. Мини-справочник «Литературная Николаевщина» знакомит с короткими биографическими справками писателей, чьи жизнь и творчество тем ли иным образом связаны с родным краем. Ресурс, безусловно, полезный, но он был бы еще лучше, если бы к каждому биографическому очерку прибавлялся список литературы из фондов библиотеки, а также общий список о творчестве писателей был бы «растасован» по конкретным персоналиям (или хотя бы из каждой биографии шла бы ссылка на соответствующий раздел списка литературы). Среди других ресурсов для учителей и библиотекарей можно назвать информационный список литературы «Былое и дамы. Женщины в жизни писателей», сценарий «Над вечным пространством степей: Николаев в творчестве великих». Довольно широко представлен раздел «Профессиональная страница», тем не менее, материалы раздела не всегда отвечают его названию. Так, многие из них знакомят родителей с внутренними сервисами и программами библиотеки, и явно не вписываются в вышеназванный раздел. Снова-таки, бросается в глаза отсутствие доступа к электронному каталогу, а также списков рекомендованной литературы (или хотя бы ссылка на них). Хорошо, что сайт постоянно обновляется анонсами событий в библиотеке на текущий месяц.

Сайт Севастопольской центральной библиотеки после долгих мытарств наконец-то стал виден в сети. Его сотрудники сообщили мне, что они начали работу по кардинальной его переработке и, я надеюсь, что он станет культурным и информационным центром не только для детей и подростков своего города, но и всего Крыма. Пока у меня для них лишь пара замечаний: не следует ссылаться на страницы, которых пока еще нет в природе, поскольку это приводит к разочарованию пользователей, а также не выносить на первую страницу «горячие» новости, которые давно остыли.

Сайт Луганской областной библиотеки для детей пока еще не слишком информационно развит. Тем не менее, пользователь найдет здесь традиционную информацию о библиотеке, ее истории и структуре; краткую информацию о городе; литературное творчество детей; а также материалы к 200-летию гордости земли Луганской — В.И. Даля. Трудновата для восприятия выбранная создателями сайта палитра — белые буквы на ярко синем фоне. Картинки, иллюстрирующие сайт, также великоваты, и это замедляет доступ к ресурсу.

Наиболее информационно насыщенным среди сайтов детских библиотек Украины является, безусловно, сайт Государственной библиотеки Украины для детей. Реализованный на трех языках (украинском, русском и английском), он значительно расширяет аудиторию своих потенциальных пользователей. Структурно он как бы делится на три части: в первой сосредоточены информационные материалы обоюдного пользования (то есть, материалы, направленные одновременно детям и взрослым пользователям); во второй — дети и подростки найдут материалы, предназначенные непосредственно им; в третьей — сосредоточена информация, которая может заинтересовать исключительно взрослых пользователей (учителей, детских библиотекарей, родителей).

К первой части относятся:

•  информация о библиотеке (фонды, структура, режим работы, массовые мероприятия на текущий месяц, «горячие» новости);

•  он-лайновый электронный каталог библиотеки, в котором сосредоточено более 100 тысяч библиографических описаний книг и статей из периодических изданий (библиотека ведет свой электронный каталог с 1993 года). Поиск в каталоге реализован по автору, названию, оглавлению сборников, ключевым словам и рубрикам. В ближайшее время предполагается сделать возможным поиск по словарям, что значительно облегчит нахождение необходимой информации (в особенности это полезно для поиска по Ключевым словам и Рубрикам);

•  политематический иллюстрированный рекомендательный указатель литературы для детей из фондов библиотеки «Природа и человек», охватывающий на сегодняшний день восемь больших тем: астрономию, экологию, ботанику, зоологию, физическую географию и геологию, страноведение, религию, а также биобиблиографический указатель о писателях–натуралистах. В ближайшее время будет закончена работа над новым разделом — «Искусство Украины».

Во второй части дети и подростки имеют возможность:

•  ознакомиться со своими правами (Конвенцией о правах ре бенка и Декларацией прав ребенка, книгой «Несовершеннолетние и их права»);

•  прочитать литературные произведения своих ровесников из разных уголков Украины и посмотреть их графические и живописные работы, а также предложить собственные;

•  поделиться своими впечатлениями от прочитанных книжек в разделе «Мне понравилось»;

•  «перелистать» страницы иллюстрированных изданий из фонда редкой книги библиотеки (на сегодняшний день отсканированы и представлены для виртуального использования 13 книг для детей 7 выдающихся украинских и русских художников–иллюстраторов);

•  узнать об условиях (или результатах) всеукраинских конкурсов и викторин для детей и подростков, соорганизатором которых была библиотека;

•  подобрать себе занятие по вкусу в базах данных «Центры, клубы, студии детского творчества» и «Спортивные, музыкальные, художественные школы» города Киева;

•  попутешествовать бескрайними тропами «всемирной паутины», пользуясь советами квалифицированных библиографов, подготовивших список интересных и полезных Интернет-ресурсов для детей и подростков;

•  принять участие в создании (или прочитать материалы уже созданного) детского журнала «Умка», на страницах которого дети и подростки Украины делятся со своими ровесниками мыслями и мечтами, рассказывают о новостях, которые произошли в их регионе, пробуют свои силы в Интернет-журналистике.

В третьей части взрослые пользователи (библиотекари, учителя, родители) найдут:

•  информацию о системе детских библиотек Украины с почтовыми и электронными (если они есть) адресами областных и центральных городских детских библиотек, а также свежие новости;

•  календарь памятных литературных дат на текущий год;

•  список ссылок на Интернет-ресурсы по вопросам деятельности детских библиотек, детского чтения, детской литературы, воспитания детей и т.п.

Немного подробнее о направлениях дальнейшего развития сайта, которые библиотека считает приоритетными.

Оцифровка фонда редкой книги. Библиотека владеет уникальным фондом редких изданий для детей 19 – первой половины 20 вв. Среди них есть много настоящих произведений книжного искусства «книг, иллюстрированных выдающимися художниками–графиками. Некоторые из этих изданий сохранились в считанных экземплярах и представляют собой наше культурное наследие. К этим изданиям существует очень ограниченный доступ (только в читальном зале Фонда редкой книги библиотеки), и вдобавок часть из них находится в плохом физическом состоянии. Создавая электронные копии изданий, мы одновременно достигаем две цели: сохраняем их для будущих исследователей, а также расширяем к ним доступ, используя технологии Интернет. Издания сейчас представлены в html -формате как графические (Jpg) файлы. Некоторое время мы колебались, не представить ли их в довольно новом Deja - vu формате, тем не менее, пока решили остановиться на старом, наиболее распространенном из соображений экономии времени наших пользователей.

Поощрение литературного и художественного творчества детей и подростков. Довольно интересные и талантливые стихи, сказки, рисунки детей (пусть они и несовершенны с точки зрения профессионала), к сожалению, зачастую не находят своего читателя либо зрителя, они так и остаются покрываться пылью дома до тех пор, пока чья-то равнодушная рука не выбрасывает их на свалку. В лучшем случае наиболее талантливые получают награды на одном из конкурсов, который оценивает небольшое жюри. Несколько лет тому я обращался к представителю Детской картинной галереи с предложением представить их коллекцию на сайте. Он скептически заметил, что это никому неинтересно, и никто не будет посещать эту страницу. Тогда мы решили представлять интересные произведения детей и подростков самостоятельно. И не ошиблись! Этот раздел вызывает наибольшее восхищение не только пользователей из Украины, а и многих других стран мира (мы получали признательные письма из Австралии, Канады, Литвы, США, ЮАР и др.). Кроме того, публикация в Интернет этих образцов детского творчества поощряет и других детей к творческой деятельности, а также формирует их эстетический вкус. Мы представляем работы как студий и галерей, так и виртуальные выставки отдельных юных авторов. Еще один проект, связанный с развитием творческих способностей, стартовал в минувшем году. При содействии Международного фонда «Відродження» и Института Открытого Общества создан детский Интернет-журнал «Умка». Журнал этот создают сами дети и подростки. На его страницах они делятся своими мыслями, мечтами, взглядами на себя, страну и мир. Пока что информацию для журнала присылают представители пяти региональных центров Интернет-журналистики, которые созданы при детских библиотеках Луганска, Львова, Севастополя, Черкасс и Чернигова, но мы надеемся, что со временем к ним присоединятся и юные корреспонденты других городов и поселков Украины. Журнал обновляется раз в квартал, и на сегодняшний день уже изданы три выпуска.

Подводя итоги своего доклада, хотел бы обратить ваше внимание на некоторые недостатки, присущие большинству (если не всем) сайтам детских библиотек Украины и России. Во-первых, ни на одном сайте вы не найдете правил Интернет-безопасности и Интернет-этики для детей и подростков, а это, на мой взгляд, крайне необходимый ресурс в период стремительного развития Интернет в наших странах и широкого увлечения им подрастающего поколения. Во-вторых, очень мало ресурсов, направленных непосредственно родителям (по вопросам воспитания детей, детского чтения, детской психологии и т. п.). Хотелось бы, чтобы сайты наших библиотек были местами родственного доступа к проблемам детской книги и детского чтения, как это происходит в Соединенных Штатах Америки.

И еще одно предложение. Мы все, объединенные общей историей и единым культурным пространством (хотелось бы это кому-то или нет) сейчас ощупью ищем пути создания в самом деле информативного, привлекательного Web -сайта библиотеки, подсознательно понимая, что не сделай мы этого — можем утратить наших детей–читателей (или пользователей, как это сейчас чаще называется). Кто-то пошел дальше, кто-то делает первые шаги, кто-то только размышляет над этой возможностью. Мы искали, делали определенные ошибки, замечали недостатки других сайтов и не видели своих. Мне кажется, пришло время объединить наши усилия с целью создания информационно насыщенных, интересных сайтов детских библиотек наших стран. Предлагаю создать рабочую группу (или совет — на ваше усмотрение) библиотечных работников (делаю акцент на этом — не инженеров–системщиков), которая будет разрабатывать рекомендации, давать советы начинающим, возможно, даже выполнять общие проекты. Можно на сайте одной из наших библиотек поместить своеобразный форум, на который могли бы заходить библиотекари за советом или с предложением, делиться впечатлениями или обнаруженной в Сети информацией.

И последнее: не знаю, как в библиотеках России, а у нас в Украине информационное наполнение сайтов библиотек пока что, к сожалению, дело рук энтузиастов, которые имеют в библиотеке и другие обязанности. Работа эта большая и очень кропотливая. Поэтому, на мой взгляд, пришло уже время ввести в штатное расписание библиотеки должность Web -мастера. Я понимаю, что зависит это в первую очередь не от директоров библиотек, тем не менее, ставить вопрос об этом перед государственными чиновниками должны именно они. Поскольку Web -сайт библиотеки является еще одним, и с каждым днем все более популярным, сервисом, который библиотеки предоставляют своим пользователям..

 

Для редагування, видалення інформаціі про дитину з сайту або повідомлення про нелегальний контент Ви можете звернутися за адресою: library@chl.kiev.ua

 
Останнє оновлення: 01.10.2025
© 1999-2010р. Національна бібліотека України для дітей