Національна бібліотека України для дітей
     
Віртуальна довідка1
Наша адреса:
03190, Київ, вул. Януша Корчака, 60
 
Написать письмо
 
 
 
   
Пошук по сайту  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.
Про бібліотеку
Послуги та сервіси
Електронні ресурси
Вибрані інтернет-ресурси
Це важливо знати
На допомогу бібліотекареві
Детские библиотекари Украины на Крымском форуме

"К р ы м – 1 9 9 9"

Игорь Торлин, Наталья Дзюба
Государственная библиотека Украины для детей, г. Киев

Web-site детской библиотеки: каким ему быть?

Приходится признать, что чтение как любимое времяпрепровождение детей в «самой читающей стране в мире» уходит в глубокое прошлое. Полагаю, что этот процесс затронул не только Украину, но и все страны бывшего СССР. В минувшее десятилетие сетовали на телевидение, уводившее детей от книги, теперь главной причиной всех бед называют глобальную компьютеризацию.

Нам кажется непродуктивным искать причины свершившегося, более важным является определение места и значения детских библиотек в изменившихся условиях. Анализ выполненных справок читателей–детей, проведенный в нашей библиотеке, показал, что дети не стали читать намного меньше, но направленность чтения изменилась кардинально. Теперь они запрашивают больше специальной, так называемой «отделовской» литературы в противовес «художественной». Последнюю опять же читают больше в рамках школьной программы. Это связано и с реформой среднего образования, ориентированного теперь в большей степени на самостоятельную, «рефератную» работу ученика, и с глобальным информационным бумом. В этих условиях детские библиотеки вынуждены менять роль хранителя и пропагандиста книги как источника знаний на роль информационного центра для детей и подростков. Кроме уже всем привычных грампластинок и видеокассет, появляются новые, пока еще достаточно «экзотические» носители в наших условиях, — CR-ROM ы, компьютерные файлы.

В последние годы роль глобального информационного центра приняла на себя «сеть сетей» — Интернет. Для многих «взрослых» библиотек стран СНГ предоставление читателям услуг Интернет (и даже открытие собственных сайтов) уже далеко не новинка. Детские библиотеки в этом отношении еще значительно отстают: сказывается в первую очередь, конечно же, отсутствие финансирования, но также и отсутствие должного опыта и, не в последнюю очередь — инерция. Мол, итак в библиотеке проблем выше головы: крыша течет, книги не на что купить, подходит время очередной подписки на периодику, — до Интернета ли тут! Однако и исправная крыша, и наличие книг и журналов могут уже не помочь, если дети уйдут из библиотеки. Куда? В коммерческие Интернет-кафе, в игровые салоны, к экранам домашнего видео...

В развитых странах детские отделы публичных библиотек давно уже предоставляют доступ своим читателям к информационным ресурсам сети Интернет, а многие имеют собственные сайты. О том, какая информация представлена на этих сайтах, о различных концепциях создания сайтов детских библиотек, о планах нашей библиотеки по созданию собственного сайта и пойдет речь в нашем дальнейшем выступлении.

Чем же пытаются привлечь потенциального читателя создатели библиотечных сайтов? В первую очередь, конечно же, домашней страницей, — Home-page. Она должна быть привлекательной для пользователя, максимально информативной, удобной в обращении, и при всем при этом грузиться достаточно быстро, что весьма немаловажно при наших плохих телефонных линиях. Последнее вступает в некоторое противоречие с запросами детской аудитории: дети любят картинки; впрочем, есть пути решения и этой проблемы. Существуют программы для оптимизации графических файлов, позволяющие ужимать их объем практически наполовину без существенного ущерба для качества изображения. Можно представить изображение небольшого размера и связать его с полноэкранным изображением: хочешь рассмотреть картинку в подробностях — жди загрузки.

На домашней странице обычно содержится информация о ее адресе и ближайшем транспорте, графике работы библиотеки и ее подразделений, ближайших массовых мероприятиях, текущих выставках, номера телефонов, адрес электронной почты, счетчик виртуальных посетителей, гостевая книга (в которую ты можешь занести замечания о содержании или оформлении сайта), e - mail ответственного Web -мастера. Здесь же обычно располагаются сервисные функции выбора языка общения или кодировки (хотя некоторые сайты дают возможности переключения этих функций в пределах любого документа (страницы).

Впрочем, в наших условиях практически не развитого «домашнего» Интернета большая часть этой информации является чисто «лицевой», представительской. Согласитесь, нам пока еще привычнее узнавать о графике работы городской библиотеки или ее текущих мероприятиях по телефону, нежели при помощи дорогостоящего (все еще) Интернета. Поэтому так забавно сейчас наблюдать, с какой скоростью множатся «сайты» отечественных библиотек, все информационное наполнение которых ограничивается вышеперечисленными сведениями.

Конечно же, основное содержание настоящих библиотечных сайтов лежит глубже, за парадным фасадом Home-page. Что же предлагают лучшие сайты детских библиотек мира? Одно из направлений — раскрытие собственных фондов. Для этого существуют два пути и, на наш взгляд, для детской библиотеки лучше, когда сочетаются оба. Первый из них заключается в предоставлении возможности использования электронного каталога библиотеки в режиме on-line. Второй — в подготовке рекомендательных списков детской литературы различной тематики. Чтобы там ни говорили, но одной из основных функций библиографической работы детской библиотеки является руководство чтением. Я знаю, что в последние годы это словосочетание стало своеобразным жупелом в специальной библиотечной литературе. Но не надо бросаться из крайности в крайность. Электронный каталог — замечательная штука, но без путеводителя, советчика, маяка (назовите как хотите) читатели–дети могут утонуть в океане тематической информации. Вот почему при всей распространенности электронных каталогов в развитых странах почти обязательным оказывается наличие на сайте детской библиотеки подобных списков.

Следующее направление — навигация в безбрежном море Интернет-ресурсов. Здесь та же история. Да, есть электронные поисковые серверы, и ссылки на них существуют в обязательном порядке. Но есть еще и «человеческий фактор», который немаловажен в работе с детьми. В последнее время стало модным сравнивать Интернет с громадной свалкой, или, похлеще того, с помойкой. Я бы скорее сравнил «сеть сетей» с копями, где много пустой породы, но встречается и драгоценная руда. Помочь детям отыскать эту руду без бесцельного блуждания от страницы к странице и призваны списки ссылок на лучшие тематические серверы и страницы Интернет.

Сюда же примыкает и часто встречающийся раздел «Спроси у...» (физика, химика, математика и т.д.), рассчитанный на детей, выполняющих домашние задания. Обычно он состоит из двух разделов: часто задаваемых вопросов (то есть ты можешь выбрать готовый ответ из уже имеющихся), и новых, которые еще не встречались. И обязательно получишь ответ квалифицированного специалиста.

Еще одно направление связано с развитием духовных и умственных способностей детей. Предлагая вниманию аудитории различные вариации интерактивных игр, библиотеки способствуют развитию умения чтения, математики, стихосложения, рисования и т.д. Сюда же можно отнести и предлагаемую некоторыми библиотеками возможность рецензирования произведений художественной литературы. Встречаются сайты с возможностью поиска рецензий детей на эти произведения по фамилии автора либо по названию произведения. Таким образом преследуются сразу две цели: с одной стороны, дети учатся анализировать произведения и излагать свои мысли, с другой стороны — выполняют роль советчиков для детей своей возрастной категории.

Выполняя функции информационного центра своего региона, многие библиотеки на страницах web -сайтов сообщают детям о наиболее интересных культурных событиях города: выставках, музеях, лекциях, концертах. Довольно популярны на сайтах детских библиотек и так называемые «chat-rooms», по существу он-лайновые клубы общения детей по интересам. В последнее время стали встречаться разделы об Интернет-этике для детей разных возрастных групп (это могут быть комиксы для самых маленьких, или беседы для более старших детей о правилах хорошего тона в электронной переписке).

Обязательным является раздел, предназначенный родителям. В нем можно прочитать советы по безопасности работы детей в Интернет, найти списки популярной литературы по детской психологии, детскому чтению, охране здоровья и т.д. На сайтах также может быть представлена разнообразная информация, адресованная детским библиотекарям и учителям, способствующая их профессиональному росту: статьи ведущих специалистов, ссылки на разнообразные Интернет-ресурсы.

Государственная библиотека Украины для детей в 1998 году получила грант Института Открытого Общества и Международного фонда «Відродження» на создание библиотечного Web -сервера «Дети Украины» и Интернет-класса. Сейчас этот проект находится в стадии реализации. Мы не будем занимать ваше внимание тем количеством препятствий, которые нам пришлось преодолевать, чтобы реализовать этот проект, скажем коротко, что ни один шаг не давался нам с первой попытки. Но это к слову. Первая попытка создать собственный сайт библиотеки состоялась в прошлом году. Многое мы делали наощупь, не имея практически никакого опыта и имея минимальный доступ к Интернет. Кроме того, сайт располагался на сервере другой библиотеки, что значительно усложняло возможности администрирования. Сейчас уже мы видим, как много недоработок в нем было. Когда мы подавали проект на создание собственного Web -сервера, то постарались сформулировать для себя, что же мы хотим на нем размещать. Вкратце изложу нашу концепцию.

Сервер должен был состоять как бы из двух частей: одна предназначалась детям и подросткам, другая — библиотекарям, учителям, литературоведам, книговедам и родителям. «Детская» часть должна была, с одной стороны, сориентировать детей в огромном массиве информационных ресурсов Интернет (предполагалась подготовка списков ссылок различной тематики на лучшие информационные серверы и страницы), раскрыть фонды нашей библиотеки посредством организации электронного каталога on-line и политематического рекомендательного иллюстрированного указателя литературы для детей; с другой стороны — представить в мировом информационном пространстве богатый духовный мир украинских детей посредством расположения на сервере литературного и художественного детского творчества, организации клубов по интересам on-line. Вторая часть сервера рассчитана, как мы уже упоминали выше, на взрослого потребителя информации. Это различные материалы в помощь повышения квалификации библиотечных работников, календари знаменательных и памятных литературных дат, ссылки на информационные ресурсы Интернет, «родительские» страницы и многое другое. Часть этих планов уже реализована, часть в стадии разработки. Многое будет вырисовываться уже в процессе работы, ибо нет ничего хуже, чем устаревшая информация. Сервер должен жить, постоянно обновляться, чутко реагировать на изменение запросов детской аудитории. Только тогда он будет интересен и посещаем детьми.

В заключение еще несколько слов об одном важном наполнении сервера, о котором мы не упомянули выше: информации о правах детей. Мы собираемся разместить Декларацию прав детей на украинском языке (равно как и дать соответствующую ссылку на сайт ЮНИСЕФ, где находится декларация на английском языке), а главное — дать возможность детям высказать свое понимание их прав. Правовое невежество наших детей еще, к сожалению, очень распространено, и нам бы хотелось внести свою лепту в превращение Украины в правовое государство.

 

Для редагування, видалення інформаціі про дитину з сайту або повідомлення про нелегальний контент Ви можете звернутися за адресою: library@chl.kiev.ua

 
Останнє оновлення: 01.10.2025
© 1999-2010р. Національна бібліотека України для дітей