Детские библиотекари Украины на Крымском форуме
"К р ы м – 2 0 0 4"
Наталья Сальникова, Елена Панченко, Светлана Капранова,
Централизованная библиотечная система для детей, г. Севастополь
Формирование творческого потенциала библиотечных работников детских библиотек Севастополя
Освещён опыт работы по организации системы непрерывного профессионального образования библиотечных специалистов Централизованной библиотечной системы для детей г. Севастополя, целью которой является раскрытие творческого потенциала библиотекарей, изменение стереотипов в работе, поднятие имиджа библиотечной профессии.
Севастопольская централизованная библиотечная система для детей имеет давние традиции. Она создана в 1971 году, когда началась централизация библиотек в Украине. В её состав входят Центральная детская библиотека имени А.П. Гайдара и 18 библиотек, расположенных в четырёх районах города. ЦБС играет значительную роль в структуре библиотечного обслуживания города.
Детские библиотеки выполняют одну из важнейших социальных функций: предоставляют свободный и бесплатный доступ читателям к фондам и информационным ресурсам, приобщая их к достижениям науки, культуры и образования. Диапазон читательской аудитории максимально широк в возрастном, профессиональном, образовательном, социальном планах. Около 60 тысяч читателей ежегодно посещают библиотеку, им выдаётся свыше миллиона документов. Библиотечный фонд ЦБС насчитывает свыше 500 тысяч единиц: книг, брошюр, периодических изданий, компакт-дисков, аудио- и видеоматериалов. Библиотечное обслуживание осуществляют 148 библиотекарей, всего в штате ЦБС более 200 человек. ЦБС известна в городе своим сильным коллективом специалистов. Творческий подход в реализации библиотечного обслуживания читателей, профессионализм, поиск нетрадиционных решений, активное использование в практике элементов маркетинга — далеко не полная профессиональная характеристика стиля его работы. Библиотечные работники ЦБС концентрируют свое внимание на направлениях деятельности, соответствующих поставленной задаче: быть востребованными в век знаний и способными удовлетворять запросы любого пользователя. В связи с этим уровень квалификации и профессионализма специалистов библиотек приобретает особое значение.
Изменения в библиотечном деле ставят вопрос о необходимости изменения библиотечных стереотипов, появления новых приоритетов в форме и содержании профессионального обучения и подготовки. Систематическое пополнение знаний, совершенствование умений, навыков становится жизненно необходимым в библиотечной сфере. Процесс непрерывного образования библиотечных специалистов Централизованной библиотечной системы для детей г. Севастополя интенсивно развивается. Ежегодно отделом инноваций и методической работы совместно с другими ведущими отделами разрабатывается «Программа повышения квалификации работников ЦБС для детей г. Севастополя». Мероприятия в рамках этой программы проводятся как в Центральной библиотеке, так и на базе библиотек–филиалов. Мы не отказываемся от традиционных, академических форм (семинары, конференции, круглые столы), но стараемся отдавать предпочтение новым, интерактивным (мастер–классы, творческие лаборатории, тренинги, творческие дискуссии и другие). Диапазон мероприятий достаточно широк: от индивидуальных консультаций и стажировок до международных конференций.
Откликаясь на происходящие изменения в обществе и библиотечном мире, мы разработали и провели ряд семинаров: «Библиотечный менеджмент и маркетинг. Создание обновлённого типа библиотеки для детей», «Имидж библиотеки», «Реклама в библиотеке», «Паблик рилейшнз в библиотеке». Отличительной особенностью перечисленных мероприятий стала работа по принципу «мозгового штурма» в мини-группах, которая позволяет освоить навыки анализа, учит отстаивать свою точку зрения, аргументировать свои суждения и выводы. В итоге были разработаны Имидж-проекты отделов Центральной детской библиотеки и библиотек–филиалов, направленные на профилирование и модернизацию их деятельности. Тематикой для различных занятий послужили также основные направления работы детских библиотек. Например, семинар «Детское чтение как средство поликультурного воспитания детей» проведён в детской «Библиотеке Дружбы народов»; творческие мастерские «Самодеятельные театры в детских библиотеках» — в филиале № 10 (библиотека–театр), «Профессиональная ориентация детей и подростков в детской библиотеке» — в библиотеке–филиале № 6; мастер-класс «Работа детских библиотек с книгами Геннадия Черкашина» — в библиотеке–филиале № 7 имени писателя. Г.А. Черкашина; круглый стол «Роль книги и библиотеки в социальной поддержке детей с ограниченными возможностями» и другие. Соорганизаторами и участниками многих мероприятий являлись учебные и внешкольные заведения города, организации, заинтересованные в решении данных проблем (Управление образования СГГА, Севастопольский институт последипломного образования, Центр реабилитации детей–инвалидов и другие).
Сложившаяся в ЦБС для детей система профессионального образования ориентирована на различные категории библиотечных специалистов: руководителей, ведущих специалистов, начинающих библиотекарей, библиографов. Одно из приоритетных направлений в системе непрерывного образования — формирование и развитие руководящего звена ЦБС. На протяжении многих лет действует Школа библиотечного менеджмента «Путь к успеху», которая свои усилия направляет на внедрение новых форм образования по проблемам: «Программно-целевое планирование. Составление творческих программ», «Реклама и pR в библиотеке», «Формирование нового имиджа Библиотеки», «Стратегическое планирование в библиотеке», «Политика комплектования в библиотеке», «Библиотека — центр досуга и творческого развития личности» и многое другое.
Стимулирование развития познавательных, творческих, аналитических способностей и интересов молодых специалистов является основной целью Школы мастерства для начинающих библиотекарей. Составляя тематические планы занятий школы, учитываем интерес молодого поколения библиотечных работников к современным методам работы с читателями, к компьютерным технологиям, к основам маркетинга и менеджмента. Важными элементами занятий стали деловые и ролевые игры, эрудит-лото, часы взаимного общения, анкетирование, анализ читательских формуляров библиотекарей, домашние задания и другие активные формы. Введение в штат крупных библиотек–филиалов должности библиографа повлекло за собой проведение мастер-классов для данной категории библиотечных работников. Основной задачей является приобретение теоретических знаний и практических навыков, изучение различных современных приёмов библиографической работы. Наиболее интересно проходят занятия по рекомендательной библиографии, по формированию информационной культуры. Результатом занятия по рекомендательной библиографии в ЦБС стал конкурс на лучшее пособие «малой формы библиографии». Представленные работы были яркими, оригинальными, а самое главное — востребованы юными читателями.
В настоящее время большинство библиотечных работников ЦБС владеют навыками работы на ПК. Обучение осуществлялось через Благотворительный фонд пользователей компьютерных сетей и IATp / IREX. Две группы библиотекарей окончили курсы английского языка, которые проводит волонтёр Корпуса Мира США Бетти Келли. Мы учим коллег не только по-новому работать, но и представлять свою работу по-новому. Поиск нетрадиционных методов привел нас к такой форме, как стендовая презентация. Первый опыт её проведения был получен в 1999 году на встрече–отчёте «Библиотека — городу, город — библиотеке». Вниманию руководителей города и района, представителей государственных и общественных организаций и учреждений, творческой интеллигенции, читателей была широко представлена деятельность Центральной детской библиотеки им. А.П. Гайдара.
Следующим этапом стало представление стендовых докладов руководителями структурных подразделений, отражающих проблемы в работе и пути их решения. «Удача года — 2003» — стендовая презентация деятельности детских библиотек города, которая позволила нестандартно представить свои основные достижения. Отделы ЦДБ и библиотеки–филиалы в форме докладов, компьютерных презентаций, театрализованного шоу, видео-роликов представили приоритетное направление своей работы, новые формы работы с детьми, интересные мероприятия. Иллюстрациями к выступлениям служили красочно и содержательно оформленные стенды, на которых были представлены таблицы, диаграммы, факты, цифры и другие сведения, характеризующие работу коллектива. Так, на основном стенде, представляющем ЦБС в целом, были такие разделы: «Цифры года», «Мнения года», «Проект года», «Подарок года», «Библиотечные ресурсы ЦБС для детей», «ЦБС для детей и общественность: грани взаимодействия», «Библиотека. Дети. Творчество». О своей «удаче года» рассказали коллеги из ЦБС для детей г. Симферополя.
Одна из форм развития ЦБС — проектная деятельность, поэтому мы постоянно стремимся совершенствовать свои знания в этой области. Директор ЦБС для детей и заведующая отделом инноваций и методической работы принимали участие в семинаре–тренинге «Написание проекта на получение гранта», организованном Главным управлением экономики СГГА и Торгово-промышленной палатой города.
Это побудило нас вновь обратиться к такой форме обучения, как тренинги, поскольку именно они развивают творческий потенциал и инициативу, усиливают мотивацию сотрудников, оптимизируют ранее приобретённый опыт и учат новым методам работы. Творческой группой специалистов ЦДБ им. А.П. Гайдара Централизованной библиотечной системы для детей разработан партнёрский проект «Управление процессом перемен», целью которого является работа тренинг–центра «Импульс». Темы семинаров–тренингов:
• «Фандрейзинг, или поиск дополнительных источников финансирования»;
• «Как написать проект для получения гранта»;
• «Имидж-проект развития библиотеки как средство получения внебюджетного финансирования»;
• «Краеведение и экология. Проектная методика. Идея–концепция–проект–грант»;
• «Современное информационное пространство как ресурс развития библиотеки. Проект–грант–Интернет–центр».
Определены целевые группы: библиотечные специалисты города, руководители учреждений культуры, представители государственных и общественных организаций. Проект согласован с начальником управления культуры Севастопольской городской государственной администрации, Центром непрерывного информационно-библиотечного образования Украины (г. Киев), Украинской библиотечной ассоциацией (УБА), с начальником Главного управления экономики, Президентом Севастопольской торгово-промышленной палаты. Презентация тренинг-центра «Импульс» и первый семинар–тренинг «Фандрейзинг, или поиск дополнительных источников финансирования библиотек» состоялись на выездном расширенном заседании коллегии Управления культуры г. Севастополя, проведенном в детской «Библиотеке Дружбы народов», реализующей грант Посольства США в Украине. Присутствовали руководители учреждений культуры города, представители Министерства культуры АРК и коллеги из библиотек Крыма. Вниманию участников тренинга были предложены лекция «Написание проектов на получение грантов» директора Центра информационных ресурсов Посольства США в Украине, кандидата педагогических наук, доцента, вице-президента УБА В.С. Пашковой, доклад «Развитие фандрейзинга в ЦБС для детей» директора ЦБС для детей г. Севастополя С.А. Капрановой, а так же практические занятия по составлению бюджета проекта. Тренеры Центра: руководитель Центра непрерывного информационно-библиотечного образования Украины (г. Киев), начальник Главного управления экономики, начальник учебно-консультационного информационного центра ТПП, директор библиотеки СевНТУ, заведующая библиотекой ИнБЮМа, ведущие специалисты ЦДБ им. А.П. Гайдара. О том, что такая работа необходима, говорят первые отзывы. Один из них поступил на имя Председателя СГГА от министра культуры АРК, в котором даётся высокая оценка проведённому тренингу.
Важное звено в повышении квалификации библиотечных специалистов — профессиональные контакты с коллегами из других регионов, возможность непосредственного знакомства с опытом работы других библиотек. Мы используем любую возможность для участия в семинарах, конференциях, как на региональном уровне, так и на международном. Проведение украинско–шведского семинара «Партнёрство во имя ребёнка» в городах Киеве и Севастополе, поездка в Швецию по приглашению Шведского института (SI), участие в семинаре «Менеджмент в библиотеке», организованном Гёте–институтом, способствовали развитию информационного и культурного потенциала детских библиотек города. Профессиональное общение с коллегами из Херсона, Николаева, Львова, Москвы, Санкт-Петербурга способствует обмену творческими делегациями, созданию совместных проектов, проведению конференций, круглых столов, взаимообмену издательской продукцией. Свидетельство тому — межрегиональные творческие диалоги «Детская библиотека в современной социокультурной ситуации. Поиск собственного облика», в которых приняли участие коллеги из Херсонской областной библиотекой для детей и ЦБС для детей г. Николаева и г. Симферополя. Проблемно-целевое обучение директоров областных библиотек Украины для детей «Библиотека в современном мире: новые требования и тенденции», проведенное на базе ЦБС для детей в 2003 году Государственной Академией руководящих кадров культуры и искусства и Национальной библиотекой Украины для детей, стало в нашей системе повышения квалификации мероприятием, позволяющим выработать стратегию и тактику развития основных направлений деятельности библиотек. Ведущими специалистами нашей ЦБС было представлено семь докладов: «Современному читателю — современную библиотеку», «Интернет в публичных библиотеках. Особенности работы библиотек для детей», «Информационно-ресурсный центр Lingva в структуре методического обеспечения информационных запросов педагогов», «Планы, проекты, программы — всё во имя читателя» и др. Ежегодное активное участие наших специалистов в Международной Крымской конференции, Международной конференции Библиотечной Ассамблеи Евразии (БАЕ) «Библиотека — центр диалога культур в полиэтническом обществе» является для нас точкой отсчета в интересных начинаниях. В 2002 году состоялось выездное заседание БАЕ в нашей библиотеке.
Укрепляя связи с учреждениями образования, государственными и общественными организациями, оказывая методическую помощь библиотекам, работающим с детьми и подростками, ЦБС для детей в 2003 году, по поручению председателя Секции детских библиотек БАЕ, директора Российской Государственной детской библиотеки Л.М. Жарковой, стала соорганизатором Международной конференции «Информационно-образовательные ресурсы детских и школьных библиотек: пути взаимодействия». В сентябре в центральной детской библиотеке прошел круглый стол «Информационно–коммуникативные технологии для развития Севастополя», организованный библиотекой, Международным фондом «Відродження», Программой ООН в Украине для представителей органов местного самоуправления, бизнеса, средств массовой информации, библиотек других систем и ведомств, общественных организаций.
Сегодня в детских библиотеках должны работать люди с высоким уровнем компетенции — специалисты, разбирающиеся в вопросах педагогики и психологии, владеющие современными средствами коммуникации, информационными технологиями, иностранными языками. Изменяя систему профессиональной информации, мы меняем и наши действия, наше понимание необходимого. Сложившаяся система повышения квалификации, основанная на сочетании традиционных и инновационных методов обучения, позволяет расширить общую и профессиональную компетентность коллектива.