Детские библиотекари Украины на Крымском форуме
"К р ы м – 2 0 0 1 "
Наталья Дзюба, Анастасия Кобзаренко,
Государственная библиотека Украины для детей, г. Киев
Электронные ресурсы детских библиотек Украины и формирование информационной культуры читателей
Рассматриваются базы данных, созданные в детских библиотеках Украины и эффективность их использования в обслуживании пользователей на примере Государственной библиотеки Украины для детей. Раскрываются направления работы по формированию информационной культуры подрастающего поколения.
21 век — эра информационного общества. Информация все чаще определяется как основной ресурс будущего, но полностью использовать его смогут только те члены общества, которые имеют необходимые знания и подготовку к навигации в информационном пространстве. Поэтому так важно уже с юных лет воспитать необходимость получения знаний, привить навыки самостоятельного поиска информации, сформировать умения ее эффективного сбора, систематизации, обмена с другими пользователями. И здесь на помощь человеку приходят различные технические и программные средства — информационные технологии, внедрение которых нашло успешное распространение в библиотеках.
В настоящее время в библиотеках Украины происходит постепенная компьютеризация всех библиотечных процессов, но наиболее активно проходит формирование автоматизированных баз знаний. Среди них ведущую роль в библиотеке имеет электронный каталог, который полностью заменил существующие традиционные системы каталогов и картотек, способствующих поиску нужных документов. Библиотечные программы позволяют при желании отыскать нужные документы по различным произвольным сочетаниям их элементов, не формируя особые машинные массивы — «картотеки». Среди детских библиотек Украины электронные каталоги (ЭК) создаются в 7 библиотеках, которые наиболее технически оснащены. Самыми распространенными базами данных (БД) ЭК есть базы новых поступлений и ретрофонда, которые создают Государственная библиотека Украины для детей (ГБУ для детей), Львовская, Черкасская, Херсонская областные детские библиотеки (ОДБ), Днепропетровская, Киевская, Николаевская центральные городские детские библиотеки (ЦГДБ). Помогают читателям ориентироваться в мире кинофотофонодокументов базы данных диапозитивов, диафильмов, грампластинок, аудиокассет, CD-ROM ов, которые создаются в ГБУ для детей и Львовской, Черкасской ОДБ, Николаевской ЦГДБ. Развить свои творческие способности, сориентироваться в массиве литературы по организации досуга, ознакомиться с электронными информационными ресурсами дают возможность действующие в Николаевской ЦГДБ базы сценариев, «Все о компьютерах», «Адреса Интернет», медиатека. При внедрении современных информационных технологий решающее значение имеет человеческий фактор. Создать атмосферу заинтересованности в инновациях, расширить профессиональные знания помогают базы данных, ориентированные на специалистов и раскрывающие материалы профессиональной прессы. Базы данных методико-библиографических материалов создают ГБУ для детей, Черкасская, Львовская ОДБ. Следует отметить, что библиотечным пакетом, который используется в 7 детских библиотеках, является АИБС «Марк» (разработчик НПО «Информсистема»). Первой детской библиотекой Украины, внедрившей автоматизированный режим создания баз данных и потребления информации, была ГБУ для детей. Сегодня, будучи методическим центром для детских библиотек страны, ГБУ для детей бесплатно передает все созданные базы данных, помогает внедрению программных средств, проводит обучение специалистов, работающих с компьютерными технологиями, непосредственно выезжая с оказанием практической помощи.
Как известно, любая информация имеет ценность только тогда, когда она используется. Эффективность работы по созданию баз данных определяется состоянием удовлетворения читательских запросов детей и подростков. Продуктивное использование баз данных ЭК можно продемонстрировать на примере работы сектора справочно-библиографической работы ГБУ для детей. Как показывают цифровые данные, в течении 2000 года библиографами было выполнено 2062 запроса, из которых 87% — с помощью БД ЭК. Чаще всего читатели обращались к БД книг (кириллица) — 1005 библиографических справок (48%), БД «Статей из периодических изданий» — 828 запросов (40%), БД «Критические материалы по вопросам детской литературы» — 220 (11%). Большинство читательских запросов — 1097 (53%) были определены учебной деятельностью. Это спрос на литературу по истории стран мира, христианства, философии, книги по вопросам прав человека, внешнеэкономической деятельности различных стран мира, экологии, альтернативных источников энергии, глобальных проблем человечества, на материалы, посвященные основам современного производства. Необходимо отметить, что значительно возрос интерес читателей к художественной литературе. Не ослабевает внимание пользователей к литературе по краеведению — 743 запроса (36%), которая освещает быт, обряды и обычаи различных регионов Украины, вопросы декоративно-прикладного искусства, экономического сотрудничества, внутренней политики, культурно-исторического развития государства.
Анализируя разнообразие читательских запросов, даже на примере одной библиотеки, можно выделить определенные требования, выдвигаемые к созданию баз данных: информативность, оперативность, доступность различным возрастным категориям читателей, многоаспектность поиска. Выполнение этих требований помогает направить процесс общения ребенка с компьютером в правильном направлении, — чтобы освоение компьютерной техники не было для ребенка лишь развлечением, ненужным времяпрепровождением, а было связано с процессом мышления, поиском информации в образовательных целях.
На сегодняшний день широкое распространение в детских библиотеках получили и фактографические базы данных. Особенно следует выделить БД «Образование», где собирается информация об учебных заведениях основного и дополнительного образования, внешкольных воспитательных учреждениях, различных формах беспрерывного образования и вспомогательных возможностях самообразования конкретных регионов. Такие БД в помощь ученикам и абитуриентам создаются в ГБУ для детей, Львовской, Сумской ОДБ, Николаевской, Севастопольской, Днепропетровской ЦГДБ. В целях воспитания правовой культуры в Николаевской ЦГДБ формируются документально-фактографические базы данных «Законодательство Украины в области защиты материнства и детства», «Законодательство Украины для детей–инвалидов». Уникальной на Украине является действующая в Центральной городской библиотеке для детей и юношества г. Днепропетровска база данных смыслового чтения «Елена». Созданная совместно с коллегами из Эстонии, на основе практики семейных чтений, компьютерная система указателей мировой литературы помогает возродить традиции смыслового чтения. На сегодняшний день в работе библиотеки активно используются также базы смыслового чтения «Мир живописи» и «Мир поэзии».
Как показывает опыт, при работе с компьютером у современных детей проблемы технического характера отсутствуют. Задачей же библиотеки является не только создание и обеспечение возможности доступа читателей к информационным ресурсам, но и воспитание информационной культуры, превращение библиотеки в центр интеллектуального развития ребенка. В детских библиотеках Украины это достигается различными формами работы — от индивидуальных и групповых занятий по воспитанию библиографической компьютерной грамотности до внедрения целевых комплексных программ. Это и организация тематических полок («Компьютеризация: шаг за шагом» (Львовская ОДБ)), проведение бесед («Как компьютер появился на свет», «Профессии компьютера» (Прилуцкая городская детская библиотека, Черниговская область)), осуществление комплекса мероприятий по реализации целевых программ («В мир книги — через компьютер» (ГБУ для детей), «Дети и книга» (Севастопольская ЦГДБ)). Использование компьютерных технологий помогает и воспитанию у детей эстетического вкуса. Так, благодаря их внедрению, сотрудники ГБУ для детей вводят ребят в многоликий, чудесный мир искусства. Воспитание информационной культуры проходит на занятиях кружка «В мир искусства с компьютером», где с помощью мультимедийных средств можно получить информацию по изобразительному искусству, послушать классическую и современную музыку, просмотреть фрагменты театральных и киношедевров. Обучающим стимулом для участников занятий служат компьютерные тесты, которые дают возможность проверить полученные знания.
Большое внимание в Николаевской ЦГДБ уделяется популяризации знаний о возможностях компьютерной техники среди пользователей библиотеки. В помощь юным читателям подготовлены и изданы: информационный вестник «С компьютером на ты», полезные советы «Как подружиться с компьютером», «Как найти нужную информацию в Интернет», «Я, моя семья и компьютер». Полюбились юным читателям и такие формы работы, как виртуальные уроки, медиа-панорамы, виртуальные экскурсии по музеям мира, которые стали доступными благодаря подключению библиотеки к Интернет. В рамках реализации проекта «Ты не один в мире», поддержанного фондом «Відродження» в 1999 г., сотрудниками библиотеки организована «Служба «скорой» компьютерной помощи», что позволяет вести плодотворную работу ребятам с ограниченными физическими возможностями.
Один из оптимальных вариантов эффективного использования информационных ресурсов и привлечения читателей к использованию компьютерных технологий нашла Днепропетровская ЦГДБ. Формирование, обработку и получение пользователями информации они видят в деятельности городского медиа-центра для детей и юношества, в основу работы которого положен принцип кооперации между детскими, школьными и другими библиотеками города.
Сделаны первые шаги и в объединении усилий по развитию информатизации детских библиотек Украины. Работая в данном направлении, ГБУ для детей, как методический центр, заботится не только о развитии компьютерных технологий в своем учреждении, но и помогает их внедрению в региональных библиотеках. Принцип совместного создания информационных ресурсов и открытости доступа к ним положен в основу проекта «Создание центров детской Интернет-журналистики». В 2000 году он был поддержан фондом «Відродження» и Институтом Открытого Общества (Будапешт). Главным инициатором проекта выступила ГБУ для детей. Ее партнерами стали 5 библиотек: Черкасская, Черниговская, Львовская, Луганская ОДБ и Севастопольская ЦГДБ, в которых действуют детские литературные объединения и накоплен опыт соответствующей работы. Практическим результатом совместной деятельности центров должен стать создаваемый детьми электронный журнал, в котором будут освещены различные аспекты жизни общества. Но главная миссия проекта — заинтересовать и привлечь детей к работе в Интернет-пространстве, помочь им сделать первые шаги в новое информационное будущее, раскрыть свой творческий потенциал, объединить единомышленников.
Спектр использования информационных технологий самый разнообразный, но главная цель детской библиотеки, чтобы применение компьютера носило мировоззренческий, общекультурный характер, было устремлено на развитие личности ребенка, раскрытие его творческих способностей.