Національна бібліотека України для дітей
     
Віртуальна довідка1
Наша адреса:
03190, Київ, вул. Януша Корчака, 60
 
Написать письмо
 
 
 
   
Пошук по сайту  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.
Про бібліотеку
Послуги та сервіси
Електронні ресурси
Вибрані інтернет-ресурси
Це важливо знати
На допомогу бібліотекареві
Детские библиотекари Украины на Крымском форуме

"К р ы м – 2 0 0 2 "

Наталья Дзюба,
Государственная библиотека Украины для детей, г. Киев

Детское чтение глазами библиографа

Современное состояние детского чтения. Изучение информационных запросов читателей ГБУ для детей как одна из форм эффективной деятельности библиотеки. Анализ читательских запросов в тематическом и возрастном аспектах.

Библиотеки сегодня стали основными и наиболее полными хранилищами и распространителями информации, накопленной человечеством. Новые компьютерные технологии разрешают кардинально расширить возможности, которые предоставляются читателям, повысить оперативность доступа к разнообразным информационным ресурсам. Изменяются технологии, но неизменным остается главная цель библиотеки — удовлетворение информационных запросов пользователей.

В современных условиях проблема пробуждения, возобновления и развития интереса к чтению приобретает особое значение. Ведущая роль в решении этой задачи принадлежит библиотеке. От того, как она справится с ней, зависит не только судьба книги, но и судьба самой библиотеки, ее престиж и выживание в современном мире.

Поскольку на формирование личности решающее влияние оказывают детские и школьные годы, то потребности, навыки и интересы чтения взрослого в значительной степени зависят от того, какие отношения сложились у него с книгой в детстве. Следовательно, если мы хотим, чтобы завтрашний взрослый увлекался книгой и чтением, обладал широкими интересами, то мы должны прежде всего уделять внимание детям, их отношению к книге и библиотеке.

Изучая сегодня чтение детей и подростков как социальное явление, специалисты приходят к тревожным выводам. Многочисленные социологические исследования фиксируют такие процессы, как смещение чтения в структуре досуга детей на 4–6 место. Это подтверждают и проведенные в Украине социологические опросы, осуществленные Институтом социологии НАН Украины. По их данным, в структуре культурного досуга людей на первое место выходит обращение к масс-медиа (телевидение, радио, пресса). Значительно снизился социальный статус книги. Хотя, как свидетельствуют результаты изучения, вопреки экономическим трудностям часть населения, которая отдает предпочтение книге, за период с 1994 по 2000 г. не изменилась и составляет, как и раньше, две трети взрослого населения Украины. Результаты исследований, проводимые детскими библиотеками Украины «Что читают дети Крыма» (Республиканская детская библиотека Крыма); «Школьная программа и запросы читателей» (Запорожская областная детская библиотека (ОДБ); «Твое свободное время и мир твоих увлечений» (Закарпатская ОДБ); «Читательские запросы детей и подростков и состояние их удовлетворения в районных детских библиотеках» (Тернопольская ОДБ); «Украинская книга в чтении читателей–детей 1–9 классов» (Хмельницкая ОДБ), подтверждают, что сегодня юный читатель — качественно новый тип читателя. Изменились досуговые предпочтения детей, их познавательные и читательские интересы, источники получаемой информации. Одной из основных тенденций детского чтения сегодня является доминирование «делового» чтения над «свободным». Сегодня можно сделать выводы, что ученики не стремятся охватить тему целиком, посмотреть на нее под разными углами зрения, прочитать что-то дополнительно. Подтверждается факт, что чтение из жизни ребенка не уходит, но становится другим: более индивидуальным, прагматичным, информационным и поверхностным.

Реалии жизни неминуемо откладывают свой отпечаток на пользователей библиотеки. Их интересы постоянно меняются. Для библиотекарей–практиков знание читательских интересов детей и подростков является самым важным, самым первым условием эффективной работы. Удовлетворение информационных запросов пользователей детских библиотек во многом зависит от состояния библиографического обслуживания. Наблюдения подтверждают, что значительно повышает эффективность использования справочного аппарата наличие в библиотеках средств автоматизации. Именно использование нетрадиционных носителей в справочно-библиографическом обслуживании, разрешает расширить информационную базу для выполнения всех типов библиографических справок.

В Государственной библиотеке Украины для детей, одновременно с созданием электронного каталога в 1993 году, в отделе справочно-библиографического обслуживания читателей была создана подпрограмма учета библиографических запросов пользователей. Используя ее, с первых же дней библиографы–практики получили возможность фиксировать весь спектр читательских запросов, отслеживать потребность пользователей в новой информации, анализировать эффективность использования различных составных частей СБА. Благодаря этому, мы имеем богатый материал и можем сделать некоторые выводы, касающиеся тематики информационных запросов современного пользователя детской библиотеки.

Очевидным является рост числа удовлетворенных читательских запросов с помощью электронных ресурсов библиотеки — баз данных электронного каталога (ЭК), которые содержат библиографическую информацию о документах: книгах (новые поступления и ретроспекция), статьях из периодических изданий, кинофотофонодокументах, картах, CD-ROM ах.

Год

Общее число,
выполненных запросов

С помощью баз данных ЭК

%

1997

2216

1333

60%

1998

2079

1633

79%

1999

2022

1831

91%

2000

2008

1705

85%

2001

1906

1865

95%

Эти данные красноречиво свидетельствуют, что компьютер в нашей библиотеке действительно стал инструментом быстрого, точного и полноценного получения библиографической информации. Среди баз данных ЭК наибольшим спросом пользуются база данных статей из периодических изданий и база данных книг (кириллица). Следует отметить, что при выполнении тематических запросов все большую ценность приобретает аналитическая роспись периодических изданий. Здесь свою роль играет состояние национального книгоиздания. Так, уровень выпуска литературы в 1996 году находился ниже, чем в послевоенные 50-тые годы. В 1997 году на одного жителя страны было выдано 0,61 книжки, в 1999 году — 0,36. Это катастрофически низкие показатели. Состояние детской литературы сегодня никак не назовешь благополучным. И практика показывает, что современная библиотека не имеет ни финансовых, ни правовых возможностей, чтобы влиять на издательскую политику, комплектовать фонды нужной для пользователей литературой в достаточном количестве. Значительное сокращение объемов книгоиздания, уменьшение финансирования библиотек привело к тому, что лишь на 1,5–2% в среднем за год обновляется фонд детской библиотеки. Но при этом меняются и характер, и мотивы чтения читателей–детей.

Анализируя цели обращения к СБА пользователей, мы видим, что преобладающими являются тематические запросы, и связаны они в первую очередь с учебными программами.

Год

Общее число выполненных запросов

Тематические

запросы

 

Школьная программа

 

Личный интерес

 

1997

2216

1453

66%

983

44%

472

21%

1998

2079

1396

67%

1144

55%

448

22%

1999

2022

1504

74%

1143

57%

338

17%

2000

2008

1390

69%

1094

54%

333

17%

2001

1906

1284

67%

951

50%

392

21%

Запросы читателей изменились, так как усложнилась школьная программа, введены новые предметы. Анализ дает нам возможность выявить структуру информационных потребностей в тематическом аспекте. Ведущее место занимают информационные запросы природоведческой тематики «Экология», «Тепловые двигатели», «Парниковый эффект», «Клонирование», «Генная инженерия», «Деятельность ученых–природоведов», немного в меньшем объеме выявляется интерес к литературоведению, истории, искусству. Следует отметить, что значительно повысился спрос на литературу по охране здоровья, здоровому образу жизни. Это связано с введением в школьную программу предметов «Валеология», «Безопасность жизнедеятельности». Приходится отметить и тот факт, что значительно упал уровень запросов на художественную литературу (1997 г. — 587; 2001 — 347). И мы видим, что именно школа влияет на падение объемов досугового чтения.

Если анализировать запросы пользователей по возрастным параметрам, то наиболее востребованным является СБА для учащихся 9 классов, а затем 11 и 10-классников. Это свидетельствует о том, что привыкнув получать необходимую качественную информацию, старшеклассники приходят в библиотеку, фактически выйдя из детского возраста. Учащиеся начальной школы (1–3 классы) имеют незначительное число обращений к СБА, которые практически сводятся до нескольких (3–15 за год) в 4 классе. Малышей, приходящих в сектор справочно-библиографического обслуживания, в основном сопровождают родители. В результате, маленький человечек шаг за шагом приучается работать с книгой, словарем, каталогом, целенаправленно начинает искать нужную ему информацию. И уже у пятиклассников мы видим проявление необходимости обращения к СБА. Конечно же, здесь сказывается и тот факт, что они становятся более самостоятельными, не так часто прислушиваются к советам старших. А ведь, зачастую, в 5 классе приходится писать доклады, рефераты, готовить тематические сообщения. И уже к 7, 8 классу активность обращения к СБА значительно возрастает. Возможность обслуживать в детской библиотеке учеников 10–11 классов подтверждает еще одну тенденцию: завзросленность фондов детских библиотек. Для того, чтобы обеспечить выполнение запросов, библиографам приходится расписывать все больший объем материала, который фактически не печатается в детской периодике. И для того, чтобы обеспечить полноту выполнения читательских запросов, необходимо брать информацию из изданий, предназначенных для преподавателей. Поэтому перед библиографами стоит задача не только найти для читателя нужную информацию, но и объяснить, научить, разбудить познавательный интерес к книге, используя при этом разные формы работы.

Анализ информационных запросов читателей дает нам возможность совершенствовать СБА и тезаурус, который был создан в нашей библиотеке и служит для тематического раскрытия содержания документов. Исходя из запросов читателей, мы ориентируемся, какой именно тематический материал необходимо отбирать для росписи, какие новые темы, понятия необходимо включить в тезаурус, как их лучше сформулировать, чтобы в дальнейшем можно было производить эффективный поиск. Использование новых технологий в СБО дает возможность влиять на формирование фондов библиотеки. Так, учитывая запросы пользователей, мы ориентируемся, какие периодические издания выписывать. Если по одной тематике выходит несколько изданий, то по базе данных статей можно оценить их информативность и выбрать, какое издание лучше иметь для своей библиотеки.

Работая ежедневно с юными читателями, мы убеждены, что потерю связей с книгой в раннем возрасте нельзя компенсировать в будущем. Маленький читатель только вступает в жизнь, у него еще нет достаточного опыта, и книга для него является неисчерпаемым источником знаний. Именно книги, прочитанные в детстве, часто запоминаются на всю жизнь, влияют на дальнейшее развитие, на мировосприятие, вырабатывают определенные нормы поведения. Вот почему важно правильно организовать детское чтение, направить его так, чтобы ребенок не растерялся в безбрежном книжном море, чтобы в его руки попадали самые необходимые документы, чтобы общение с ними стало обычным, ежедневным и, что очень важно, приятным занятием.

 

Для редагування, видалення інформаціі про дитину з сайту або повідомлення про нелегальний контент Ви можете звернутися за адресою: library@chl.kiev.ua

 
Останнє оновлення: 15.10.2024
© 1999-2010р. Національна бібліотека України для дітей