Детские библиотекари Украины на Крымском форуме
"К р ы м – 2 0 0 2 "
Наталья Сальникова, Наталья Янушевич, Светлана Капранова, Елена Земская,
Централизованная библиотечная система для детей, г. Севастополь, Автономная Республика Крым
Создание корпоративного информационного портала «Таврия» в сети Интернет: новые горизонты сотрудничества детских библиотек южного региона Украины
Освещается концепция создания портала «Таврия», принципы его построения и социальная значимость портала. Раскрыты причины, обусловившие необходимость создания этого проекта, представлены его участники. Подчеркнуты цели проекта, главная из которых — повышение качества и оперативности информационно-библиотечного обслуживания всех категорий пользователей. Особый акцент сделан на обслуживании детей.
«Существует два вида знаний: либо знания о предмете, как таковом,
либо знания о том, где найти информацию о предмете»
Самюэль Джонсон
Концепция создания портала
В основу Концепции Проекта положены рекомендательные документы ИФЛА и ЮНЕСКО для публичных библиотек, документы по обеспечению реализации «Национальной программы информатизации Украины», материалы профессиональных дискуссий, а также принципы организации и функционирования библиотек, сформулированные в предложениях библиотек — участниц совместного проекта по созданию электронных информационных ресурсов.
В последнее время в библиотечной Украине, как и во всём библиотечном мире, утверждается понимание того, что Интернет — одна среда для развития, в Интернете ищут информацию и партнёров для решения своих задач и поддержки собственных проектов. Следующей стадией развития, после тематических сайтов и поисковых систем, более высоким уровнем предоставления информации являются порталы.
Портал — это сайт со множеством служб, который является общей стартовой точкой работы в Интернете, достаточно большой виртуальный массив информации, включающий множество различных тематических разделов меньшего размера, либо небольшое количество самостоятельных проектов. Портал — это не просто страница Web со множеством ссылок на интересующие пользователей узлы. На самом деле, это страница, которая предлагает пользователю данные как из структурированных источников, таких, как базы данных, электронные приложения корпоративных ресурсов, так и из неструктурированных источников, т.е. со страниц Web, из документов и электронной почты. Он включает в себя механизм поиска и огромное количество распределённых по категориям и классифицированных списков множества страниц размещаемой в Интернет информации. Он может содержать новости, получаемые извне, и даже продукты групповой работы, которые позволяют сотрудникам совместно реализовывать проекты.
Библиотечные корпоративные порталы в Украине ещё только создаются, поэтому об их архитектуре можно говорить с позиции первооткрывателя. В создании и поддержании корпоративного портала органично сотрудничают две категории работников: библиотечные менеджеры по контенту и технические специалисты (web- мастера, дизайнеры). Портал — дом и путь пользователя, карта, упорядочивающая информационный хаос Интернета, источник информации в интересующей его области. Обычно порталы создаются одной библиотекой или несколькими, заинтересованными в обмене информацией с партнёрами или другими участниками проекта. Это позволяет затрачивать минимальное время на поиск необходимой информации. Феномен развивающейся детской библиотеки в меняющейся социально-культурной среде требует консолидации профессионалов — на этом основывается наш замысел.
Из чего состоит портал
Корпоративные порталы могут включать в себя несколько уровней технологий:
• Презентация. Стандартные технологии представления в Web.
• Персонификация. Агенты, которые фильтруют информацию для пользователя.
• Совместная работа. Технологии групповой работы.
• Обработка информации.
• Публикация и распространение.
• Поиск. Механизмы полнотекстового поиска и инструментарий.
• Распределение по категориям и интеграция.
Принципы построения портала
• Открытый характер систем по составу участников и используемых средств программного обеспечения.
• Обязательное использование во внутреннем формате системы одного из коммуникативных MaRC и наличие корректных конверторов при импорте и экспорте библиографических данных.
• Одноразовая каталогизация и многоразовое использование библиографических описаний изданий всеми участниками проекта.
• Основной технологией доступа к электронным каталогам участников и создаваемому порталу является открытый онлайновый интерактивный доступ.
• Взаимодействие с любыми заинтересованными библиотеками, в первую очередь на основе согласованного обмена данными и информационной продукцией.
Для успешного функционирования портал должен
• Быть хорошо известным в деловой библиотечной среде.
• Упоминаться в рейтингах, раскручиваться через известные поисковые системы, сотрудничать с информационными агентствами, иметь возможность перехода на страницу портала с новостных и других сайтов, иметь банерную рекламу.
• Иметь хорошо структурированные, полные многоплановые базы данных по соответствующей тематике.
• Иметь кластеризацию информации по тематическим кластерам.
• Предоставлять удобный и многофункциональный контекстный спектр информации.
• Иметь различные виды поиска: контекстный, тематический поиск сайтов с данной тематикой.
• Поддерживать различные уровни доступа к информации.
• Иметь исчерпывающую базу ссылок на другие ресурсы сети: аналитические статьи, сайты других организаций и компаний по соответствующей тематике.
Социальная значимость проекта
Современному обществу необходимы грамотные, творческие, созидательные личности, способные управлять своей собственной жизнью и готовые принимать участие в жизни других людей. Конвенция ООН о правах ребёнка, ратифицированная Верховной Радой Украины в 1991 году, закрепляет право ребёнка свободно искать, получать и передавать информацию, право ребёнка на отдых, досуг и свободное участие в культурной жизни. Кризисная ситуация в экономике, медицине, социальном обеспечении в Украине обязывает обратить внимание на проблемы детей, оказавшихся в тяжёлых условиях. Особого внимания требуют дети–инвалиды, дети–сироты, дети из малообеспеченных семей. По данным городского отделения Детского фонда Украины, в Севастополе более 800 детей – инвалидов и более 7000 детей–сирот.
Проект «Информационный портал «Таврия» в сети Интернет» направлен на преобразование инфраструктуры детской библиотеки как органичной и открытой сферы деятельности ребёнка по поиску, присвоению и созданию им новой информации, предоставление свободного доступа к информационным ресурсам города, страны, мира, что будет способствовать интеллектуальному и культурному развитию личности. Портал будет действовать в создаваемой государственной сети информационно-культурных центров системы социальных коммуникаций.
Реализация проекта позволит активно содействовать процессам социализации подрастающего поколения, его включению в новую социально – экономическую ситуацию, воспитанию образованной и культурной смены.
Причины необходимости создания данного проекта
Проектная деятельность — одна из форм развития детских библиотек города Севастополя. В эффективности проектной работы мы уже убедились, имеем опыт и результаты:
• Действуют программы «ЦБС: вариант развития», «Милосердие» и другие.
• Организована «Школа права» для подростков.
• Конкурсы творческих работ «Мир книги и детских фантазий».
• Работают: Интернет-центр «Уникум» и Центр детской Интернет-журналистики «Контакт».
• Организован виртуальный вернисаж и фотогалерея детских работ.
• Создан электронный журнал «ЮН. ГА.» (ЮНые ГАйдаровцы) на сайте ЦБС для детей г. Севастополя.
• Участвуем в создании Украинского Межрегионального компьютерного альманаха «Умка», созданного на сайте ГБУ для детей (г. Киев).
• От тех, кто работает с детьми и подростками, требуется повышение качества и результативности обслуживания через развитие современных информационных технологий.
• Севастопольская ЦБС для детей всегда предлагает программы в области работы с детьми-подростками. С 1999 года в городе действует городская комплексная программа «Дети и книга», утверждённая и финансируемая городской государственной администрацией. Программа разработана ведущими специалистами ЦБС для детей.
• Идея создания информационного Интернет-портала социальной направленности вышла из практически действующей программы «Детям — безграничные возможности», представленной нами на городской конкурс социальных проектов, а затем — городским Центром социальных служб молодёжи — на Всеукраинском конкурсе социальных проектов в г. Киеве.
• Нам представилась возможность ознакомиться с работой научной библиотеки Института биологии южных морей (ИНБЮМ) Национальной Академии наук Украины. В результате общения с заведующей библиотекой ИНБЮМа О.А. Акимовой родилась идея создания экологического портала ЦБС для детей г. Севастополя при поддержке этой библиотеки.
• В марте 2002 года мы, группа из 5 специалистов ЦБС для детей, побывали в г. Херсоне с целью определения перспектив сотрудничества с ОДБ по реализации совместного Интернет-проекта. Мы предложили создание корпоративного экологического портала, получили встречное предложение по созданию виртуальной Таврийской библиотеки. Приняли решение о создании корпоративного информационного Интернет-портала «Таврия», каждый модуль которого будет реализовываться с разными партнёрами. Для этого у нас есть: подготовленные библиотечные специалисты; локальная компьютерная сеть (12 ПК), принтеры, сканер, ксероксы, факс-модемы; выделенный сервер, оптоволоконная выделенная двухканальная линия; оборудованная медиатека (6 АРМ); сайт (www.childlib.iuf.net) с 1999 г.
Как свидетельствует зарубежный опыт, при формировании контента библиотечных Web- сайтов, особого внимания заслуживает два основных момента: обоснование главной цели и задач библиотечного Web -сайта и а нализ структуры и рубрик его контента. Н аш сайт, созданный в 2000 году, постоянно поддерживается и обновляется рабочей группой ведущих специалистов ЦБС, пока, правда, на уровне своих профессиональных практических умений: организация информации, её представление, оценка и поиск. Созданием сайта с помощью гипертекстового языка html, обязательного для электронных публикаций в WWW, занимаются сотрудники библиотеки, волонтёры–студенты и старшеклассники. Пользователи, члены Центра детской Интернет-журналистики «Контакт» и Интернет-центра «Уникум», Шведского клуба «Пеппи и компания» и других объединений тоже работают на развитие сайта.
Таким образом, в качестве резюме обозначим следующее: данный проект является логическим продолжением работ по внедрению современных библиотечно-информационных технологий в детских библиотеках Севастополя, Херсона, Николаева; аналогов подобного проекта в Украине пока нет, данный проект будет открыт для всех; новый проект призван обозначить проблемы, требующие решения. Предполагаемая структура портала «Таврия» следующая: навигационный модуль «Поиск»; модуль «Информационные ресурсы»; социальный модуль «Дети Таврии»; экологический модуль «Экология. ЭкоТаврика. ЭкоЛогика»; профессиональный модуль «Сотрудничество», в который входят «Таврический библиотечный альманах «Библиопартнёр» и Виртуальный клуб «Библиовстреча».
Управление реализацией проекта
В апреле на торжественной церемонии, которая состоится на заседании клуба «Библиовстреча» в рамках мероприятий Севастопольского городского отделения Украинской Ассоциации работников библиотек для детей, планируется подписание Соглашения о сотрудничестве по реализации проекта «Создание корпоративного информационного портала «Таврия» в сети Интернет» между ЦБС для детей г. Севастополя, Херсонской ОДБ, Николаевской и Симферопольской ЦБС для детей.
Предлагается такая методика организации работы: планирование; аналитический этап; этап обобщения информации; этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация); создаётся Координационный совет по разработке и выполнению проекта, где каждый партнёр должен выступить в роли эксперта. Для анализа и обсуждения предлагаются такие проекты: Севастопольской ЦБС «Создание корпоративного информационного Интернет-портала «Дети Таврии»; Херсонской ОДБ «Создание Таврийской виртуальной библиотеки». Создание корпоративных информационных ресурсов мы предполагаем осуществлять в несколько этапов. Ответственность за управление информационными модулями (блоками) распределяется между библиотеками–участницами. Например: электронный каталог и полнотекстовая БД «Таврика» — ХОБД; сводная картотека периодических изданий — ЦДБ им. А. Гайдара (г. Севастополь). В дальнейшем состав участников проекта может быть расширен, соответственно информационные ресурсы могут пополняться и расширяться. Планируется также внедрять и проводить: Оценку стратегических планов, а именно — отвечает ли миссия библиотеки современной ситуации; конкретны и измеримы ли цели, достижимы ли; ориентированы во времени; предусмотрено ли изменение ситуации; SWOT- анализ (сильные и слабые стороны, возможности, угрозы). Политику — которая представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, облегчающих достижение целей, и объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели; процедуру — что описывает действия, которые следует принять в конкретной ситуации, и представляет собой запрограммированное решение, исключающее необходимость «заново изобретать колесо»; правила — которые, точно определяют, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации, и которые отличаются от процедур тем, что они рассчитаны на конкретный и ограниченный вопрос. Процедуры же рассчитаны на ситуации, в которых имеет место последовательность нескольких, связанных между собой, действий.
Ни один план не может осуществляться в точности так, как было задумано, потому что меняющиеся внешние условия, получение организацией дополнительных ресурсов, несоответствие полученных результатов ожидаемым и т.д., требуют от организации осуществления текущего мониторинга изменений и корректировки плана.
Информация об участниках проекта
Библиотеки — Севастопольская ЦБС для детей; Херсонская областная детская библиотека; Николаевская ЦБС для детей; Симферопольская ЦБС для детей; Библиотека ИНБЮМ (Институт биологии южных морей) (г. Севастополь); Библиотека СевНТУ (Севастопольский Национальный технический университет); Библиотека МГУ; Черноморский филиал (г. Севастополь).
Другие структуры — МАН (Малая Академия Наук, г. Севастополь), Центр информации городской государственной администрации (г. Севастополь).
Общественные организации — Севастопольское городское отделение Украинской Ассоциации работников библиотек для детей; Севастопольское Городское отделение Детского фонда Украины; Фонд культуры и истории им. Геннадия Черкашина (г. Севастополь); Благотворительный фонд пользователей компьютерной сети, г. Севастополь.
Руководители проекта: Капранова С.А. — директор Севастопольской ЦБС для детей (childlib@library.iuf.net); Бардашевская А.И. — директор Херсонской ОДБ (vbpi@library.kherson.ua); Семилет Н.В. — директор Николаевской ЦБС для детей (library@mksat.net); Лупеногена В.П. — директор ЦБС для детей г. Симферополя.
Цели проекта — генеральной целью проекта является повышение качества и оперативности информационно-библиотечного обслуживания всех категорий пользователей, реализация единой системы доступа детей и других пользователей к электронным ресурсам всех участников создаваемой корпорации через Портал. Повышение полноты, оперативности и номенклатуры услуг библиотечно-информационного обслуживания. Обеспечение или облегчение свободного и широкого доступа пользователей к библиотечно-информационным ресурсам других регионов Украины. Сокращение затрат финансовых, трудовых и материальных ресурсов детских библиотек на создание и поддержку электронных каталогов, других видов библиотечно-информационных ресурсов, массовых услуг пользователям. Возможность сосредоточения ресурсов на решении наиболее приоритетных задач по различным тематикам и территориям.
Направления деятельности по проекту это — партнёрство и сотрудничество во имя ребёнка; популяризация прав детей; социальная адаптация; творческое развитие под девизом «Все дети талантливы»; краеведческие исследовательские мини-проекты подростков; информационная поддержка образования и досуга; реализация программы «К знаниям — через книгу и компьютер».
При разработке проекта родилась идея привлекать пользователей–детей к разработке ими мини-проектов по созданию эколого-краеведческой информации в электронном виде.
Библиотекари, как и педагоги, зачастую участники односторонней передачи знаний, а именно: библиотекарь говорит — читатель слушает, библиотекарь выбирает — читатель принимает, библиотекарь активен — читатель пассивен. Но детские библиотекари могут использовать свой богатый опыт педагогов в применении метода проектов, что может в корне менять отношения. Учитель (библиотекарь) — ученик (пользователь), помогает отойти от пассивного участия подростков в процессе приобщения к информационным продуктам, к умению поиска необходимой информации, используя принцип: пользователь субъект получения информации — библиотекарь – партнёр; пользователь активен — библиотекарь создаёт условия для проявления активности; пользователь несёт ответственность за результаты своей деятельности — библиотекарь помогает выбрать путь получения результатов.
Участие библиотекарей в проектной деятельности, знание того, как использование метода проектов в школьной практике позволяет научить детей, самостоятельно мыслить, находить ответы для решения проблемы, поможет более грамотно строить взаимоотношения между библиотечными специалистами и юными пользователями. Портал будет содержать информацию о регионах, решениях и постановлениях местных органов власти по вопросам детства, информацию по правовым вопросам детства, электронные информационные базы данных (мы уже имеем БД «Город», «Детство» и др.), фактографическую, обзорно-аналитическую и библиографическую информацию.
Модуль «Информационные ресурсы»
Модуль «Информационные ресурсы», как подпроект, направлен на создание корпоративного информационного ресурса детских библиотек южного региона Украины, предусматривает создание объединённой двуязычной (русско–украинской) виртуальной библиотеки.
Для достижения высокого уровня информационного обеспечения, повышения качества и оперативности доступа к информации библиотекам–участницам проекта необходимо: разработать и внедрить во всех библиотеках–участницах высокоэффективную и согласованную технологию обработки документальных потоков; провести интеграцию всех информационных ресурсов (каталогов и собственно текстовых документов) на основе Интернет-технологий; создать распределённую систему сводных электронных каталогов по выбранным направлениям и темам; реализовать единую систему доступа широкого круга пользователей к электронным ресурсам всех участников через Интернет-портал.
Социальный модуль «Дети Таврии»
Важность социальных проблем общепризнанна, но решать их без информационной поддержки невозможно. Цель деятельности в данном направлении — помочь детям сделать первые шаги в открытом информационном пространстве, расширить свой творческий потенциал, найти единомышленников. Разработка социального модуля как самостоятельного подпроекта портала даст возможность создать, а затем расширить условия для реализации детьми и подростками, в т.ч. детьми одарёнными и с ограниченными возможностями, информационных, образовательных и досуговых потребностей.
Мы понимаем, что задачей библиотечной работы в социальной сфере является не замена или улучшение деятельности организаций, что, прежде всего библиотека — информационное учреждение, и её задачи заключаются в обеспечении открытого, полного и быстрого доступа пользователей к информационным ресурсам с учётом специфики потребностей и восприятия разных социальных групп.
Популяризация прав детей. Социальная адаптация — электронная правовая библиотека: БД «Законодательство Украины по вопросам детства»; дискуссионный клуб «Спорим, размышляем, советуем»; консультационно-правовая служба «Советы специалиста» (психолога, юриста, библиотекаря); полнотекстовая база «Права ребёнка».
Творческое развитие по программе «Все дети талантливы» — БД «Юным дарованиям»; виртуальная галерея искусств; персональные выставки детских рисунков, компьютерной графики, фотографии; сборник детского литературного творчества «Севастопольские первоцветы»; творческие акции; читательские объединения.
Информационная поддержка образования и досуга — БД «Куда пойти учиться»; БД «Твоё свободное время»; БД «Развивающие и обучающие программы»; виртуальный День открытых дверей «Учебные заведения города приглашают»; работа Интернет-центра; проведение Интернет-акций; обучение в Интернет-классе пользователей по разноуровневым программам; медиатека; Центр детской Интернет-журналистики; электронная БД «Полезные адреса Интернет»; обмен детскими делегациями — участниками проекта.
Экологический модуль
«Экология. ЭкоТаврика. ЭкоЛогика»
Этот подпроект, целью которого является обеспечение доступа к эколого-краеведческой информации через создание информационно-справочного и образовательного центра по сбору, накоплению и распространению данной информации на базе ЦДБ. В результате реализации подпроекта будет обеспечен многоаспектный доступ к эколого-краеведческим ресурсам города, Крыма, Украины на различных носителях информации. Деятельность по реализации подпроекта будет складываться из 4-х этапов.
Структура экологического модуля:
• Блок № 1 — виртуальная библиотека «ЭкоТаврика».
• Блок № 2 — интерактивная программа «Севастопольские первоцветы».
• Блок № 3 — дискуссионный молодёжный клуб «Природа. Человек. Гармония».
• Блок № 4 — содействие непрерывному экологическому образованию и профориентации «ЭкоЛогика».
• Блок № 5 — обучающая программа поиска информации «Виртуальный библиограф».
Одним из партнёров по этому модулю является библиотека ИНБЮМа. Её заведующая О.А. Акимова, как будущий руководитель круглого стола Экологической секции IX Международной конференции «Крым — 2002», планирует наше участие в работе секции и выступление.
Профессиональный модуль «Сотрудничество»
Разработка проекта по созданию информационного Интернет-портала «Таврия» вызвала у нас ряд вопросов, которые нам предстоит обсудить с участниками проекта, в частности с коллегами из детских библиотек городов Херсона, Николаева, Симферополя на встрече, которая состоится в апреле в Севастополе. Будет ли это Портал, или Виртуальная библиотека? Какова структура его (её) контента? Управление какими модулями берёт на себя каждый из нас? Кто конкретно будет его создавать? Кто будет пользователем, кроме основного пользователя ребёнка и библиотекаря? Кто будет заниматься технической поддержкой? Каким будет его дизайн? и т.д. Несомненно, это очень важные вопросы и обсуждение их после встречи будет продолжено в дальнейшем.
Создание профессионального модуля «Сотрудничество» будет способствовать библиотечному информационному сервису, профессиональному непрерывному образованию, установлению новых контактов и связей с коллегами для обмена идеями и помощи друг другу. Мы поддерживаем предложение ХОДБ о выпуске 4-х «сезонных» альманахов и предлагаем назвать его «Библиопартнёр» с такими рубриками: «Вести из библиотеки», «Издано в … (Севастополе, Херсоне, Николаеве …)», «Юбилейная», «Презентация в …», «Страничка опыта», «Стартует новый конкурс» и т.д.
Планируем создать в этом подпроекте профессиональный виртуальный клуб «Библиовстреча». А для его дальнейшего продвижения рассчитываем на поддержку Фонда «Відродження». Участникам проекта для более результативной деятельности необходимо участие в Майской школе и в Международных конференциях, в. ч. в Крымской; круглых столах.
Реализация корпоративного информационного Интернет-портала «Таврия» даст возможность в максимально полной степени использовать все ранее накопленные и новые информационные ресурсы, что в конечном итоге будет способствовать развитию библиотек региона, а также позволит удовлетворить информационные потребности пользователей на качественно новом уровне. Проект может значительно помочь детям быть способными, искать и использовать информацию, а также понять, что это является главным ключом к самореализации личности в наш век информации.