Детские библиотекари Украины на Крымском форуме
"К р ы м – 2 0 0 3"
Анастасия Кобзаренко,
Государственная библиотека Украины для детей, г. Киев
Есть ли будущее у детских библиотек?
Статья посвящена роли детских библиотек в приобщении детей к чтению. Освещены причины снижения уровня детского чтения и пути решения этой проблемы детскими библиотеками.
Маленький человек только начинает жить, у него еще нет достаточного опыта, и неисчерпаемым источником знаний для него должна стать книга. Книга, прочитанная в детстве, запоминается на всю жизнь, влияет на дальнейшее развитие человека, на мировосприятие, вырабатывает определенные нормы поведения, помогает вырасти современным человеком в самом высоком понимании этого слова: просвещенным, творческим, интеллигентным, с добрым сердцем, чуткой совестью и одновременно активным, смелым, умеющим постоять за себя и свои убеждения.
Детская книга — это особый мир, который ребенок воспринимает и умом, и сердцем. И очень важно, чтобы книга вошла в его жизнь как можно раньше. Поэтому сегодня весь мир озабочен тенденцией снижения уровня детского чтения, причинами которого, прежде всего, являются:
• чрезмерное увлечение теле-, видео-, аудиопродукцией;
• повсеместное внедрение компьютерной техники и Интернет;
• недостаток интересных книг, особенно для детей–подростков;
• педагогические пробелы в современном обучении: вследствие усложненной школьной программы у детей преобладает «деловое» чтение, свободного времени на чтение для души практически не остается;
• загруженность родителей, которые не могут уделить должного внимания детям, отсутствие интереса к детскому чтению с их стороны;
• снижение социального уровня семьи (материальное положение большинства семей не позволяет купить нужную детскую книгу или журнал для домашней библиотеки);
• неудовлетворительная материально-техническая база библиотек, которая не позволяет постоянно, во-первых, обновлять фонд библиотеки необходимыми изданиями и, во-вторых, приобретать современную технику и внедрять новейшие информационные технологии как привлекающий фактор;
• внедрение платных услуг и залога в детской библиотеке, как вынужденной меры, в условиях недофинансирования библиотек или, зачастую, полного отсутствия финансирования, приводит к социальному расслоению детской читательской среды и оттока читателей из библиотеки.
Осознавая всю важность этой проблемы, библиотеки пытаются найти пути приобщения ребенка к чтению. Ведь в библиотеке ребенок не только находит нужную информацию, но и может пообщаться со своими сверстниками, поделиться своими проблемами, найти защиту от бурно развивающегося технократического и прагматического времени, на какое-то время уйти от реалий нашей, порой далеко не безоблачной, жизни, окунувшись в мир доброй сказки и фантазии. Библиотеки могут и должны стать своего рода фильтром информационного потока, отсеивая все незначительное, пустое и, наоборот, привлекая внимание ко всему важному, ценному и интересному. Сотрудники Британской Образцовой детской библиотеки считают, что дети, живущие с детства среди книг, привыкают к чтению как утята к плаванию. В Великобритании действуют государственные программы, рассчитанные на родителей, ожидающих ребенка. Малышу, только появившемуся на свет, дарят первую книгу и приглашение в библиотеку. Аналогичная программа существует и в Швеции: молодая мама в роддоме получает бесплатный комплект лучшей мировой детской литературы для совместного с ребенком чтения в будущем. Российские коллеги вынесли проблему детского чтения на парламентские слушания «Библиотечное обслуживание детей в России».
Библиотекари Украины также осознают всю важность этой проблемы: ведь у библиотеки без читателей нет и не может быть будущего. И хотя у нас пока нет общегосударственной программы, но привлечение детей к чтению остается приоритетным направлением нашей работы. Основная цель проводимых библиотеками мероприятий — заинтересовать, увлечь ребенка, приобщить его к миру книги. Этому способствует как ежедневная работа с каждым читателем, так и проведение различных массовых мероприятий, в том числе и участие библиотек в широкомасштабных всеукраинских и международных акциях, к участию в которых привлекаются не только дети, но и их родители. Лишь за последние годы были проведены Всеукраинский литературно-художественный конкурс семей–эрудитов «Від роду — до народу!», Всеукраинский литературный конкурс юных талантов «О мово моя, душа голосна України!», Всеукраинский конкурс детского творчества «Я і мої права» (совместно с Детским фондом Украины), Всеукраинская историко-культурная викторина «Я пізнаю світ» (с участием посольств Великой Британии, США, ЮАР и Французского культурного центра), международные конкурсы детского рисунка «Світ без мурів очима дітей» (совместно с Фондом надежды и добра, Государственным комитетом Украины по вопросам семьи и молодежи, представительством ЮНИСЕФ в Германии и Музеем Берлинской стены), «Я і моя мама» (совместно с посольством Узбекистана в Украине), «Дніпро очима дітей» (совместно с Всеукраинской экологической общественной организацией «Мама–86»). В ежегодном всеукраинском литературно-художественном альманахе «Вітрила» публикуются лучшие творческие работы детей — читателей детских библиотек Украины. Повсеместно детские библиотеки проводят региональные конкурсы юных талантов привлечением широкой общественности и организаций–спонсоров.
Украинские библиотекари уделяют большое внимание и вопросам семейного чтения — приобщению детей к чтению в кругу семьи. Например, Днепропетровская областная библиотека для детей реализует комплексную программу семейных чтений «Найсолодший труд душі». А в Николаевской городской библиотеке для детей успешно действует программа по работе с родителями, ожидающими ребенка, «Будущая мама самая обаятельная и привлекательная». Сотрудники Государственной библиотеки Украины для детей, учитывая фактор занятости родителей, успешно внедряют программу–тренинг «Моя вторая мама», в основе которой лежит работа со Школой гувернанток. Также в библиотеке действует «Заочный педсовет», задачей которого является оказание консультационной помощи родителям по всем вопросам семейной педагогики, в том числе и по вопросам детского чтения.
Детские библиотеки проводят значительную работу, направленную на информационное обеспечение учебного процесса, в частности, на повышение уровня информационной культуры педагога, используя при этом разнообразные формы и методы работы. Проведение Дней и Недель учителя–предметника и видеоуроков, работа служб информационной поддержки учебного процесса, информация о книжных новинках, обеспечение внеклассного чтения, рекомендации при выборе литературы — все это способствует привлечению детей в библиотеку.
Детские библиотеки значительное внимание уделяют работе с социально-незащищенными детьми. Согласно статистическим данным, в Украине более 73 тыс. детей, оставшихся без родительской заботы и детей–сирот, 147 тыс. детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Приобщение их к книге и библиотеке проходит и по месту обучения, и дома, и на общебиблиотечных мероприятиях, организованных совместно с управлениями образования, семьи и молодежи, с социальными службами и другими заинтересованными организациями. В этом направлении в Украине по специально разработанным программам успешно работают Донецкая, Харьковская, Черниговская областные библиотеки, Крымская республиканская библиотека, Николаевская городская библиотека для детей.
К сожалению, изменение социально-экономических устоев общества привело к антикультурной революции. Стало больше независимости, главной ценностью в сознании миллионов людей, в том числе и подростков, стали деньги. Уплатив, можно получить все: одежду, продукты питания, табачные изделия, алкоголь, наркотики, секс. Сегодняшние подростки стремятся познать не тяжесть взрослой жизни, а лишь ее радости. Современное общество — общество контрастов. Одни дети имеют дома прекрасные игрушки, компьютеры, посещают элитные школы, а другие удовлетворяются кусочком хлеба и «дежурным» набором телепрограмм. С каждым днем возрастает число детей, употребляющих алкоголь, наркотики; сигарета стала входным билетом в жизнь взрослых; только за официальными данными, около 20 тыс. детей Украины школьного возраста бродяжничают, добывая себе на пропитание проституцией, воровством, попрошайничеством; более 12 тыс. детей в возрасте от 7 до 15 лет нигде не учатся. Детские библиотеки сегодня — это, пожалуй, единственные доступные каждому ребенку учреждения культуры, куда может прийти любой, независимо от социального статуса и своих материальных возможностей. И чем больше детей мы привлечем в библиотеку и заинтересуем хорошей книгой, музыкой, фильмом, электронным продуктом, «оторвав» их от искушений улицы, тем ценнее будет наш труд.
Исходя из этого, перспективными направлениями в работе по активизации детского чтения и расширению детской читательской аудитории должны стать созданные при библиотеках диагностические и психолого-педагогические консультационные службы по вопросам адаптации детей в обществе, социологические службы по углубленному изучению чтения и читательской аудитории, центры творческой реабилитации детей–инвалидов; социально-реабилитационные центры для детей группы риска, центры подготовки детей к школе. Их деятельность превратит библиотеку в истинный культурный центр интеллектуального развития ребенка.
Библиотеки в своей работе в полной мере должны и уже используют новейшие технические средства, которые помогли бы обеспечить успешное выполнение функций библиотек. Их взаимосвязь направлена на развитие способностей ребенка, активизацию использования документных ресурсов библиотек. В библиотеках Украины работают кружки компьютерной грамотности, проводятся виртуальные уроки и экскурсии, своих пользователей привлекают и разнообразные электронные ресурсы, представленные на собственных веб-сайтах детских библиотек. С 2001 года в Государственной библиотеке Украины для детей, Луганской, Львовской, Черкасской, Черниговской областных и Севастопольской городской библиотеках для детей действуют центры Интернет-журналистики. В сети Интернет представлен созданный ими детский электронный журнал «Умка», на страницах которого дети всей Украины рассказывают о своей жизни, делятся впечатлениями, обсуждают школьные проблемы.
Украинская народная мудрость гласит: «Милуйся калиною, коли цвіте, а дитиною, коли росте». И мы, взрослые, обязаны помочь ребенку жить полноценно и достойно, создавая для этого все условия. Исходя из вышесказанного, совершенно нецелесообразны, и даже вредны, выступления о ликвидации самостоятельной сети детских библиотек. Не научив ребенка общению с книгой в детстве, не вырастив читателя в детской библиотеке, мы не будем иметь читателей и вузовских, и публичных, и академических библиотек. И не встанет ли тогда в очередной раз вопрос о целесообразности библиотек вообще? В Украине к вопросу необходимости существования детских библиотек привлечено внимание широкой общественности. С начала 2003 года в средствах массовой информации деятельности библиотек посвящено около 40 статей, на страницах газеты «День» развернута широкая дискуссия о целесообразности реорганизации сети детских библиотек. Эти усилия направлены на то, чтобы наше правительство, наконец, осознало, что дети — это будущее общества. И пока рождаются дети, детские библиотеки будут востребованы и у них есть будущее.