Національна бібліотека України для дітей
     
Віртуальна довідка1
Наша адреса:
03190, Київ, вул. Януша Корчака, 60
 
Написать письмо
 
 
 
   
Пошук по сайту  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.
Про бібліотеку
Послуги та сервіси
Електронні ресурси
Вибрані інтернет-ресурси
Це важливо знати
На допомогу бібліотекареві
Детские библиотекари Украины на Крымском форуме

"К р ы м – 2 0 0 3"

Галина Гречко,
Централизованная библиотечная система для детей, г. Николаев

Целевая комплексная программа как инструмент создания нового образа детской библиотеки

Динамическое развитие детской библиотеки, формирование ее позитивного образа предполагает запланированную целенаправленную деятельность, которая сможет качественно изменить библиотечные услуги и ресурсы, сформировать новые условия жизнедеятельности, расширить возможности доступа к информации традиционных и нетрадиционных для детской библиотеки групп пользователей. В докладе рассматриваются основные этапы работы центральной библиотеки для детей по целевым комплексным программам, благодаря которым за небольшой период времени удалось создать новую модель детской библиотеки, расширить и углубить ее деятельность и стать конкурентоспособной на рынке информационно-образовательных услуг.

Новые реалии Украины, связанные с изменением государственного устройства, управления и экономики, как известно, повлекли за собой серьезные изменения в обществе. На современное библиотечное дело весьма позитивное воздействие оказывают интеллектуальная свобода библиотеки, ее политический нейтралитет и самостоятельное управление ресурсами. Вместе с тем, былая уверенность в государственной поддержке сменилась тревогой за свое существование и финансирование основной деятельности, вызванной прямой зависимостью от местных органов власти и ненадежностью источников финансирования. Ориентация в ситуации, умение «встраиваться» в новые рыночные отношения, опора на опыт зарубежных коллег, прошедших школу «выживания», помогли нам уяснить, что необходима новая тактика поведения, особенно в планировании своей работы.

Критически проанализировав свое недавнее прошлое с позиции общественных интересов и конкретно тех слоев общества, которые обслуживали, мы попытались найти надежные способы сделать детскую библиотеку более полезной и «видимой». Годового плана для этого было недостаточно. Так начали создаваться различные дополнительные приложения к планам, мини-проекты, переросшие в целевые комплексные программы по отдельным направлениям деятельности. Именно целевая программа, по нашему убеждению, охватывает, как правило, одну проблему и направляет ресурсы на ее реализацию: кадровые, финансовые, материальные, информационные, методические.

На сегодняшний день центральная библиотека для детей г. Николаева работает по 4-м целевым комплексным программам: «Библиотеки для детей на пороге XXI столетия» (1999—2003 годы); «Глубинная экология человечества в защиту детства» (1999—2003 годы); «Будущая мама — самая обаятельная и привлекательная» (2001—2003годы); «Вместе с книгой мы растем» (2003–2005 годы). В каждой из вышеназванных программ четко выявлены и зафиксированы интересы пользователей библиотеки, конечный результат реализации, проведен достаточно полный экономический расчет. К сожалению, все программы только частично финансируются на местном уровне. Их поддержка и «львиная доля» финансирования шла и идет из других источников — спонсоры, благотворительные пожертвования, гранты.

Развитие библиотеки, формирование ее образа в будущем предполагает запланированную, целенаправленную деятельность, которая сможет качественно изменить библиотечные услуги и ресурсы, сформировать новые условия жизнедеятельности, расширить возможности доступа к информации читателей. Сформированные приоритеты, комбинация конечных целей и пути их достижения были отражены в нашей целевой комплексной программе «Библиотеки для детей на пороге XXI века». Ее основной целью было создание новой модели детской библиотеки, современного образа библиотекаря, расширение и углубление сферы его деятельности, реагирование на изменение социальных, экономических, рыночных и психологических факторов, а также факторов конкуренции.

Для реализации поставленной цели в программе выделены следующие направления:

•  библиотека как центр информации, досуга и межличностного общения;

•  библиотека как эпицентр информационной поддержки образования и его индикатор;

•  библиотека как центр релаксации и душевного комфорта;

•  библиотека как стратегический и содержательно обновленный механизм.

Эти направления стали основополагающими и помогли, буквально в течении нескольких лет, преобразовать детские библиотеки города в учреждения, активно и наступательно работающие в новых социально-экономических условиях, условиях информатизации общества. Все это существенно расширило границы традиционной библиотечной профессии, а также стало стартовой площадкой для создания и реализации последующих комплексных целевых программ.

Несколько лет назад работники центральной детской библиотеки, учитывая результаты социологических исследований, предприняли первые попытки в работе с детьми, имеющими ограничения в жизнедеятельности, социально и интеллектуально зависимыми. Чтобы создать модель скоординированного библиотечного обслуживания этих детей, библиотека подготовила комплексную программу «Глубинная экология человечества в защиту детства», которая предусматривала работу с детьми:

•  имеющими проблемы в интеллектуальном развитии (дети из специализированных интернатов, из классов интеллектуальной коррекции средних школ);

•  социально не защищенными (дети, лишенные полного родительского окружения; дети из малообеспеченных семей; дети из интернатов для сирот; дети из учреждений специального назначения — детская колония, детский приют; дети, которые подверглись насилию в семье);

•  имеющие ограниченные возможности посещения библиотек (дети–инвалиды из центра ранней социальной реабилитации; одаренные дети с физическими недугами; дети–инвалиды, обучающиеся на дому; дети, находящиеся на длительном лечении в детских лечебных учреждениях).

Эта программа дала возможность в кратчайшие сроки аккумулировать основные направления и этапы деятельности в работе с данными категориями пользователей. В первую очередь был доукомплектован фонд традиционными и нетрадиционными носителями информации по вопросам медицины, педиатрии, реабилитологии, социальной педагогики, психологии, логопедии, физ и фитотерапии, создана материально-техническая база для открытия центра информации и релаксации для этих детей и их родителей, сформирован банк данных. Собрана Интернет-информация о: лечебных учреждениях города, Украины, ближнего зарубежья и их сайтах; реабилитационных и психолого-педагогических центрах города; городских специализированных дошкольных, школьных учебных заведениях, спецсанаториях; учебных заведениях Украины, где могут получить образование инвалиды; городских организациях, занимающихся вопросами трудоустройства инвалидов и усыновления детей — инвалидов–сирот; государственных, городских организациях социальной защиты, благотворительных фондах, общественных организациях–грантодателях; дистанционном образовании: курсах, проектах, олимпиадах, зарубежных стипендиях, грантах; официальных сайтах организаций Украины, России, представляющих интересы незрячих и их финансовую поддержку. Именно данная целевая программа стала толчком для участия в конкурсе проектов фонда «Відродження» на получение гранта. Проект имел название «Ты не один в мире» (Библиотеки в помощь детям–инвалидам) и был направлен на информационную поддержку талантливых детей–инвалидов, которым необходима разностороння информация для учебы, развития способностей и организации досуга, обеспечение свободного доступа к интегрированным информационным ресурсам на основе использования современных компьютерных технологий и средств телекоммуникаций.

Проект получил поддержку Сетевой библиотечной программы Института открытого общества (Будапешт) на сумму 10000$. В результате внедрения проекта было приобретено 6 компьютеров с цветными принтерами и модемами, которые установлены дома у детей больных ДЦП. За очень короткий срок работники библиотеки помогли детям освоить основную компьютерную технику, подключить их к INTERNET, а по большому счету раздвинуть границы общения этих детей, вывести за стены дома, за маршрут «инвалидной» коляски. Нам удалось консолидировать усилия организаций, учреждений, ведомств, специалистов, коммерческих фирм города по оказанию помощи этим детям в создании условий для их полноценной жизни и развития.

Стоит лишь раз удачно разработать программу (и обязательно выполнить ее), чтобы потом появились новые идеи, выдвигались новые проекты, внедряя, в сознание инвестора, что библиотека — серьезный и надежный партнер, требующий к себе повышенного внимания. Так произошло с целевой программой «Будущая мама — самая обаятельная и привлекательная», целью которой было оказание информационной помощи женщине, ожидающей ребенка, определение психологической модели ее интеллектуального и творческого развития, формирование информационных потребностей, создание условий для информационной релаксации и преодоления проблем «женского барометра» в различных областях жизнедеятельности (семье, работе, здоровье, внешнем виде), объединение усилий всех организаций, работающих с семьей для взаимодействия:

Программа состояла из 10 разделов:

•  Назначение и цели.

•  Основные задачи библиотеки.

•  Организация оптимальной структуры библиотеки.

•  Формирование специализированных фондов традиционными и нетрадиционными носителями информации.

•  Информационно-консультативный сервис для будущих мам.

•  Абонементное обслуживание.

•  Организация досуга будущей мамы.

•  Совместная работа с учреждениями, организациями, объединениями, курирующими вопросы здоровья матери и ребенка.

•  Организационно-методическое обеспечение выполнения программы.

•  Структура расходов на финансирование программы.

Схема охвата задействованных физических лиц
и организаций в реализации проекта «Ты не один в мире».

Благодаря данной программе удалось оптимизировать структуру библиотеки — создать консультативно-информационный центр для будущих мам, приспособить эргономические пространства для их чтения, отдыха, релаксации. Были выявлены наиболее востребованные печатные и мультимедийные источники с целью пополнения фонда, учитывая ментальность, интересы будущей мамы, осуществлена подписка достаточно полного репертуара периодических изданий, касающихся проблем материнства и детства, выходящих в Украине и России. Программа позволила максимально полно организовать информационно-сервисные услуги для столь необычной категории. Это: льготное абонементное обслуживание, индивидуальное информирование, обеспечение информацией о женских, детских лечебных и психологических учреждениях города, ксерокопирование, банк данных о законодательных материалах по вопросам охраны материнства и детства. По желанию мам, ожидающих ребенка, организовывались уроки практической психологии, тренинги, разборы ситуаций, а также обмены литературы в стационарах женских лечебных учреждений. Налажено оперативное составление и издание информационно-библиографических пособий. Среди них: «9 таинственных месяцев весны», «Я родился, я расту», «Новорожденный папа», «Полезные советы молодым отцам», «Современная бабушка», «Баю-баюшки-баю», «Не пора ли учиться читать», «Мужчины не ангелы, они лучше».

Основным достоинством программы было то, что в одночасье библиотека стала местом общения, информации, досуга не только для будущих мам, но и других членов семьи, партнеров, представителей органов власти и средств массовой информации. Для них проводились мини-спектакли театра «Браво» о любви, презентации женских журналов, виртуальные экскурсии по картинным галереям мира, вернисажи, песенные феерии, встречи с модельерами, косметологами. Но наибольшим успехом пользовались праздники и библиотечные акции «Книга в подарок», проводимые на протяжении 2-х лет. К каждому празднику спонсоры готовили подарки: предметы гигиены, витаминные наборы, канцтовары и др. Довольно успешно осуществлялось организационно-методическое обеспечение программы. Это —семинары, методические брифинги, занятия. Наиболее весомым был совместный украинско–шведский семинар «Партнерство во имя ребенка», прошедший на базе библиотеки и имеющий дальнейшее продолжение в форме поездки по библиотекам Швеции директора библиотеки и автора программы.

К большому сожалению, финансирование программы только частично осуществлялось из госбюджета, а основными его источниками финансирования были спонсоры, благотворительные и общественные фонды. Есть проблемы и в получении грантов на реализацию подобных проектов. В прошлом году мы приняли участие в конкурсе малых грантов представительства Всемирного банка в Украине. Но наш проект «Молодая семья под информационным патронатом библиотеки» не получил поддержку, хотя был высоко оценен региональным представительством: оказывается, молодая семья не входит в перечень тех групп, которые нуждаются в поддержке. В начале этого года был подготовлен проект «Проблемные и кризисные семьи в зоне повышенного информационного внимания детской библиотеки». Надеемся на положительный результат и получение гранта.

Но несмотря на это, работа по информационной поддержке молодой семьи дала свои положительные результаты, и мы практически добились 100 % попадания в «цель» и не ожидали столь бурного успеха. Чтобы быть последовательным в своих действиях, логически наметилась ещё одна целевая комплексная программа «Вместе с книгой мы растем» (раннее творческое развитие малышей от 0 до 3-х лет).

Её цель — ранняя социализация, творческое и сенсорное развитие детей от 0 до 3 лет, информационная работа с молодыми родителями, помощь в получении ранней «книжной прививки» для дальнейшей интеллектуальной поддержки ребенка, его творческого развития, личностных качеств. Основная категория участников — малыши от 0 до 3-х лет, их родители, бабушки и дедушки — первые участники программы «Будущая мама — самая обаятельная и привлекательная». Строится работа по 3 фокусным модулям:

•  «Раннее развитие личности» (создание домашней развивающей среды; внедрение элементов сенсорного развития детей раннего возраста; работа с интерактивными, развивающими играми; раннее творческое развитие с помощью Арт-терапии, Sand play –терапии и др.).

•  «Семья: психологическая поддержка» (создание социального паспорта семей — участниц программы, диагностика внутрисемейных отношений и влияние родителей на развитие потенциальных возможностей детей).

•  «Чтение от А до Я, от 0 до 3 -х лет» (привитие детям любви к чтению, формирование их слуховой памяти, образного мышления в процессе родительского чтения).

Чтобы работе придать научный подход, к ее реализации продолжаем подключать все новых и новых партнеров: консультативно-образовательный центр «Мальвина», частную школу раннего развития, частную школу «Гипанис-ЭОС», детские дошкольные учреждения, работающие по системе «Мир», Монтессори, методикам Зайцева и Никитина, государственный университет, открытый международный университет развития человека «Украина».

Анализируя все вышеизложенное, мы можем с уверенностью утверждать, что несмотря на все трудности, с которыми приходится сталкиваться в последние годы, наша библиотека для детей подтвердила свою жизнеспособность. Нам удалось не только сохранить сложившийся традиционный контингент читателей, но и расширить его. В немалой степени это стало возможным благодаря поиску инновационных форм и методов работы, отвечающим особенностям нашего времени, а также новому подходу к планированию, в частности, программно-целевому.

Именно теперь, когда идет процесс осознания предназначения библиотеки в обществе, очень важно комплексное осмысление ее деятельности, ее будущего, видение главных и вспомогательных целей.

А в целом, все это помогает последовательно решать сложные библиотечные задачи, формировать новый образ библиотеки для детей.

 

Для редагування, видалення інформаціі про дитину з сайту або повідомлення про нелегальний контент Ви можете звернутися за адресою: library@chl.kiev.ua

 
Останнє оновлення: 01.10.2025
© 1999-2010р. Національна бібліотека України для дітей