Національна бібліотека України для дітей
     
Віртуальна довідка1
Наша адреса:
03190, Київ, вул. Януша Корчака, 60
 
Написать письмо
 
 
 
   
Пошук по сайту  
 
Skip Navigation Links.
Про бібліотеку
Послуги та сервіси
Електронні ресурси
Вибрані Інтернет-ресурси
Це важливо знати
На допомогу бібліотекареві
Відкриття. Нововведення. Досвід

Татьяна Щукина,
директор Днепропетровской городской централизованной системы библиотек для детей

Чтение в структуре занятий с детьми в медиацентре библиотеки

Развитие современной цивилизации специалисты связывают со становлением информационного общества, которое постепенно преобразуется в общество знаний. Смена парадигмы образования с «поддерживающего» на «образование в течение всей жизни» предполагает преодоление противоречия между быстротой роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их освоения обучающимися. В связи с этим возникает необходимость осознания значения чтения как базовой образовательной компетенции, дающей возможность человеку на протяжении всей жизни иметь доступ к национальным и мировым культурным ценностям. В наиболее развитых странах чтение рассматривается как универсальная «культурная техника», знание, без которого невозможно полноценное участие в социальной жизни общества. Процессы обновления школьного образования в нашей стране выявляют острую необходимость улучшения читательских способностей детей, закладывающихся в начальных классах.

Анализ анкет читателей ДГЦСБД показал, что около 30% детей 13–15 лет испытывают трудности с пониманием текста, 37% затрудняются интерпретировать и осмыслить текст. Не лучше обстоят дела с чтением в младшей школе. Главными причинами этого учителя начальных классов называют уход книги и чтения из семьи, неумение многих родителей организовать в домашних условиях познавательную деятельность ребенка, стремительное развитие средств визуальной культуры. В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс обучения и возрастающим стремлением школьников к самостоятельной работе с источниками информации возникла необходимость появления в библиотеке качественно новых услуг. Именно это и подтолкнуло нас к созданию медиацентра в ЦБС для детей. Разрабатывая положение о деятельности медиацентра, мы определили его как динамичный, полифункциональный комплекс, который на основе современных информационных технологий обеспечивает развитие новых видов услуг и создание электронных продуктов, ориентированных на пользователя-ребёнка. Одновременно он стал и творческой лабораторией по апробации эффективности технологий, разрабатываемых методик и подходов к решению актуальных проблем информатизации детских библиотек. Материально-техническое обеспечение медиацентра включает 22 персональных компьютера современной конфигурации, объединенных в локальную сеть с выходом в Интернет. Компьютеры размещены в двух сообщающихся специально оборудованных помещениях ЦДБ, где удобно проводить групповые занятия (до 10 человек). Используется лицензионное программное обеспечение Windows SVR 2000 Оffiсе ХР Еntегргisе Win 32. Сервер укомплектован планшетным сканером и цветным струйным принтером. На занятиях с детьми используются цифровая видеокамера и видеомагнитофон. В обучающем блоке комулируются более 300 названий лицензионных CD для детей.

Попытка гармонизации чтения и компьютера в целенаправленном едином процессе привела к разработке и внедрению модели программы занятий с детьми — компьютер помогает формированию навыков чтения, а чтение помогает ребенку осваивать новейшие технологии. Основополагающими принципами программы являются: интегрированость, актуальность, познавательная направленность и возрастная дифференциация. Программа пока состоит из нескольких вариантов, ориентированных на детей 6–10 лет. В структуре занятий по каждому варианту два обязательных блока: «работа с книгой» и «работа с компьютером», которые обязательно тематически и методически взаимосвязаны. Проводятся занятия каждого блока дважды в неделю по 30 минут. Руководят занятиями как библиотекарь, так и работник медиацентра. В штат центра набираются специалисты мультимедийных технологий, которые целенаправленно обучают детей самостоятельной работе с тренинговыми, обучающими программами, базами данных в образовательных и самообразовательных целях. В настоящее время пакет документов программы включает: варианты программ занятий, комплект тематических разработок пошагового изучения и практического освоения компьютера детьми, специальные медиаупражнения игрового характера, комплект рекомендательных пособий для родителей. Тематика занятий согласовывается с педагогами и родителями, поскольку программа предполагает высокое интеллектуальное напряжение участников. Руководители стремятся создать для детей благоприятную и доброжелательную атмосферу общения. Всячески мотивируется участие в занятиях родителей, которым выдаются специально разработанные пособия «Как организовать чтение детей дома», «Компьютер и дети» и др. Совместная деятельность в программе родителей, школы и детской библиотеки помогает более эффективному развитию самостоятельного мышления ребенка, учит его, понимая смысл прочитанного, извлекать из текста необходимые знания. Кроме того, благодаря увеличению доли общения родителей с детьми совершенствуются коммуникативные способности ребенка, возрастает лексическая компетентность. У детей быстрее развивается культура чтения и речи, а значит, и мышления.

Сотрудничество школы и библиотеки для детей должно содействовать разработке комплексных программ синтеза и интеграции книжной и визуальной культур. К сожалению, в нашей стране пока нет общегосударственной программы упомянутого направления. Отсутствуют также государственные программы поддержки чтения, формирования основ информационной культуры личности, информатизации библиотечной сферы. В процессе внедрения данной программы библиотекари постигают методы обучения детей навыкам работы с книгой и информацией, в том числе с применением компьютерной техники в медиа-центре Днепропетровской городской централизованной системы библиотек для детей. Многолетний опыт работников библиотеки в области развивающих и семейных чтений успешно способствует внедрению модели программы в деятельность медиацентра.

 

Для редагування, видалення інформаціі про дитину з сайту або повідомлення про нелегальний контент Ви можете звернутися за адресою: library@chl.kiev.ua

 
Останнє оновлення: 3/5/2024
© 1999-2010р. Національна бібліотека України для дітей