ВЗГЛЯД НА МИР
"Я и мир вокруг меня" - так называется картина учащегося лицея искусств г.Харькова Данила Довгоборца. В окружающем его пространстве есть живое и техногенное, прошлое и современное, будущее и злободневное, зато в нем самом прочно засели мысли и чувства, фантазии и воспоминания, сны и реалии, а слова являются связующими элементами между внутренним и внешним миром. В соединении коллажа и по-детски живого рисунка представляется яркая картина бытия и сознания одиннадцатилетнего художника.
Сейчас этому мальчику 13, восьмой год он в лицее. Школа стала "вторым домом", а талантливые одноклассники - хорошими друзьями. В этой среде формируется характер и мировоззрение юного художника, где роль наставника очевидна: ведь способности надо направлять и развивать. Без всего этого не было бы таких творческих успехов: Данил участвовал более чем в 30 выставках, награжден дипломами и призами на конкурсах в Харькове, Донецке, Киеве, Самаре (гран-при), а также в Израиле, Дании и дважды в Японии. За его плечами 2 персональные выставки в Харькове.
Когда-то давно, в 1 классе, для Данила все начиналось с отдельных букв не только на уроках письма, но и в кабинете рисования. Рисуя странички азбуки, он придумал "пустое пространство" для буквы "П". Оказывается, изображать можно не только предметы, но и понятия. Тема сама по себе общеразвивающая - здесь просматривается связь образного и логического мышления: из буквиц-образов слагаются слова-символы, а из предметов на данную ЛИТЕРУ - сюжетные композиции.
Из слов рождается мир литературных образов, где есть место воображению и фантазии. Данил очень любит читать, читает вдумчиво, анализирует, а когда иллюстрирует, ищет что-то необычное. Так, его обложка к "Илиаде" Гомера - не сухой пересказ сюжета, а свое видение эпохи, свои акценты и эмоции. Мальчик изобразил на лицевой стороне свою руку в процессе работы: можно дать волю воображению, чтобы продолжить рисунок дальше. Совсем по-другому он обращается к теме по драме А.С.Пушкина "Борис Годунов" (серьезное произведение для шестиклассника). Три важнейших эпизода связаны между собой композиционным решением и стилевым единством. Так получился триптих: "Пимен и Григорий", "Марина Мнишек и Лжедмитрий", "Годунов и юродивый". Пространственно-временные смещения и характер рисунка напоминают симультанную декорацию. Именно этого Данил и добивался, поскольку он знаком не только с текстом, но и с оперой М П.Мусоргского.
Мир музыки и театра хорошо знаком моему ученику. Он играет на виолончели, часто посещает концерты и спектакли. Это отразилось на его творчестве: сделаны эскизы костюмов и декораций к опере "Кармен", выполнены рисунки под музыку Д.Шостаковича к "Гамлету" и "Человеческой комедии", но настоящей удачей стала картина "Танец с саблями" под музыку А.Хачатуряна. Музыку невозможно увидеть - ее можно почувствовать, но десятилетний ребенок почувствовал, увидел и изобразил: живопись почти абстрактна, только ассоциативно-угловатые, контрастные по цвету, формы напоминают горную Армению. Насыщенный колорит передает боевой азарт, темперамент, динамику танца. Фигурки из проволоки, как ожившие петроглифы, разные по характеру, но единые по пластическому языку. Холодный, безжалостный металл противопоставлен ярким жизнеутверждающим краскам. Такими же контрастными цветами Данил пользовался в работе над обложкой "Музыкальной азбуки". Семь нот и семь цветов радуги - символическая взаимосвязь 2-х видов искусства.
Не менее красочен мир сказочных героев. Конверт для пластинок "Али-баба и 40 разбойников", выполненый во 2-м классе, напоминает восточный ковер, по периметру которого разворачивется действие. "На востоке все решает солнце" - именно поэтому оно в центре композиции и подчиняет все себе. Сюжеты самых различных сказок з апечатлены в росписи, выполненной в детской больнице по эскизу Данила: "Курочка-Ряба", "Репка", "Колобок", "Ивасик-Телесик" и "Дон-Кихот". Но сказку можно и придумать самому. "Мир прищепок" - так называется другая работа. Здесь своя оранжевая планета, свои взаимоотношения, свои функции. Этому миру мало одной плоскости: прищепки "материализуются" - становятся настоящими, превращаясь в язык образного выражения (слева Данил изобразил себя и свою семью., справа бабушку и дедушку, а коллаж из ткани напоминает различную одежду).
У мальчика свой взгляд на историю, ведь она так тесно связана с культурой, религией, народными традициями, преданиями и сказаниями. Все это ему очень интересно, но его работы - это не пособие для учебника, а творческая интерпретация, вариации на исторические темы: открытки к еврейскому празднику "Ханука", плакат и пригласительный билет к выставке "Норвегия - сказочная страна", трехметровый свиток о средневековой Японии, копии древнерусских икон, иллюстрации к Новгородской хронике и многое другое. Особой оригинальностью отличается триптих "История Украины": три графических листа связаны между собой рекой Днепр - символом жизни, развития, перемен. На верхнем рисунке изображена Трипольская цивилизация, которой Vi тысяч лет - времена энеолита, матриархата, земледелия. На следующей работе можно увидеть скифов-кочевников с их укладом жизни и характером захоронений (Vii в. до н.э. - i в. н.э.) и на последней - времена Киевской Руси (Х-Хii в.в. н.э.): христианство и язычество, ратные походы и мирный труд, появление алфавита и расцвет городов. Каждая картина выдержана в духе времени и отвечает эстетическим идеалам данной эпохи. Успех работы во многом обусловлен тем, что дети изучают историю родного края, а материал им интересен и знаком.
Дизайнерский подход и образное восприятие, сказочный сюжет и историческая подоплека - все слилось воедино в макете детского городка под названием "Троя". Объемно-пространственная композиция включает в себя крепостные стены и игровые конструкции, смотровую площадку и действующую катапульту, греческую галеру и троянского коня. Все функционально оправдано и взаимосвязано между собой. Нелегкая задача для одиннадцатилетнего ребенка, но выполнимая. Он уже работал с объемом: сделаны макеты Вавилонской башни и города будущего, "Летнего путешествия" и разреза дома.
Свой первый диплом он получил на региональной выставке "Природа глазами детей" в 1995 году. А в 1996 появляется работа "Океан XXi века", где рыбы и киты выполнены из пластиковой пленки, а растения - из металлизированной краски - не очень радостная перспектива, но вполне реальная. Через год тему подводного мира Данил решает иначе. Он выполил витраж из цветной пленки под названием "Такова жизнь". Большой пожирает маленького - таков непреложный закон природы - но и на большого нашлась сеть, через которую проскальзывает маленький. А по картине "Кот, который гуляет сам по себе" можно судить о характере этого ночного животного, о живописных достоинствах работы и об общем эмоциональном настрое: мир крыш и открытого пространства, ночная романтика и охотничий азарт.
Но есть еще всепоглощающий мир рекламы и стереотипов. "Кто выбирает пепси?" - так называется еще одна из последних работ Данила .Это не просто антиреклама, а картина из нашей жизни. Маленький островок живой природы окружен со всех сторон: вверху мы видим неоновые рекламы урбанизированного города, а внизу - продукты этой урбанизации, а попросту говоря, свалку ненужной тары. Банки как-бы "выходят" на зрителя, напоминая о том бедствии, которое грозит всему живому на Земле. Таким образом, ребенок не просто познает окружающий мир, а вырабатывает свое отношение к нему.
К миру "мертвой натуры" у Данила тоже свой подход. Оригинальная компоновка плюс необычное исполнение, и натюрморт начинает жить новой жизнью. Использование ниток, веревок, элементов коллажа не случайно: все работает на создание определенного настроения и выявление характера предмета. То же самое происходит и с работами, где изображена архитектура города Харькова. Техника не самоцель, а средство выражения. И, если в "Благовещенском соборе" окна становятся витражными, светофор и уличные фонари начинают гореть, то провода из проволоки и асфальт из наждачной бумаги выходят на передний план, создавая иллюзию пространства. В другой работе "Улица Дарвина" силуэт здания появляется за счет светотени, превращаясь для одних в дом-призрак, для других в теремок, а для третьих в самый обычный дом. При работе с натурой очевиден факт художественного отбора и умелое использование качеств того или иного материала.
Почти все работы выполнены Данилом в рамках авторской программы. Не отметая культурного наследия прошлого, мы ищем новые формы и новое содержание обучения, иногда полагаясь на интуицию, но всегда учитывая индивидуальность и специфику таланта. Поэтому каждая законченная картина моего ученика - это маленькая победа над собой, еще один шаг в загадочный и удивительный мир.
Зав. ИЗО отделением
лицея искусств
С.Ф.Гричанок