Національна бібліотека України для дітей
     
Віртуальна довідка1
Наша адреса:
03190, Київ, вул. Януша Корчака, 60
 
Написать письмо
 
 
 
   
Пошук по сайту  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.
Про бібліотеку
Послуги та сервіси
Електронні ресурси
Вибрані інтернет-ресурси
Це важливо знати
На допомогу бібліотекареві
Відкриття. Нововведення. Досвід

Яна Бондаренко, Ирина Базиленко,
Центральная библиотека для детей, г. Николаев

Книжки, в которые играют, игры, которые читают: игровая деятельность как одно из направлений работы детской библиотеки

Игра — необходимая составляющая здорового развития ребёнка. Игра для детей — это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве, времени, вещах, животных, людях и их взаимоотношениях. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в символическом мире смыслов и ценностей, они исследуют, экспериментируют, обучаются. Одна из основных задач библиотекаря — используя современные методики, предложить ребёнку интересные формы игры, помогая тем самым ему через игру самовыразиться, выявить собственные читательские интересы, овладеть ценностями культуры и культурой чтения, выразить собственную индивидуальность.

Детские библиотеки г. Николаева вот уже более десяти лет осуществляют углублённое изучение игровой деятельности и успешно внедряют её практически во все сферы библиотечной работы. Из опыта работы с детьми разных возрастных категорий библиотекари давно сделали вывод, что крайне необходимо применять в своей деятельности игру или её элементы, будь то зрелищное мероприятие, беседа, обзор, список литературы или даже традиционный библиографический урок. Если всё вышеперечисленное содержит элементы игры, то и воспринимается детьми с неизменным интересом, делается более доступным для понимания и лучше запоминается. В своей работе (особенно в последнее время) библиотекари это стараются учитывать. Все мы знаем, как порой бывают скучны традиционные списки литературы — читатели (особенно дети) обращаются к ним без особого интереса, а то и вовсе не хотят с ними работать. А ведь не секрет, что такая форма информирования очень эффективна для развития кругозора юного читателя, она повышает уровень его библиографической грамотности, культуры чтения, формирует и стимулирует его интерес к чтению, к книге. Поэтому и возникла идея у работников центральной библиотеки провести общесистемный конкурс среди библиотек-филиалов на лучшее библиографическое пособие, цель которого — повысить популярность библиографической продукции у читателей, создав необычные и принципиально новые информационные списки. Учитывая, что наша аудитория детская, перед нами встал вопрос — как сделать скучное увлекательным и полезным одновременно, и было решено — что же может быть лучше игрушки? Подобный конкурс стимулировал творческий процесс у самих библиотекарей, а следствием стали потрясающие библиографические игрушки: «Аквариум», где «живут» рыбки, крабы и другие обитатели водоемов, на спинках которых находятся описания книг, в которых можно найти информацию о любом морском обитателе. Но как в неё играть? К каждому «экспонату» прикрепили обычную металлическую скрепку, изготовили настоящую, но очень маленькую удочку с магнитом на конце — любой читатель теперь с удовольствием «ходит на рыбалку», вытягивая не только рыбку, но и заодно получая интересную книгу. Эта игрушка пользуется огромной популярностью не только у маленьких читателей, но и у старшеклассников. Здесь нельзя не отметить еще один библиографический «шедевр». Это настоящий замок с вампирами, привидениями, скелетами, полный тайн и загадок. За каждой дверью читателя ждёт настоящий сюрприз: скелет с описанием книги и аннотацией на неё, старый сундук с пергаментом (на котором опять-таки описание книги), появляющееся из дверей привидение и т.д. Это пособие — дань ныне популярным «ужастикам», детективам и фэнтэзи. Но надо сказать, что литература, представленная в списке — лучшие образцы этого жанра (Э. По, Дж. Толки­ен, Дж. Ролинг). И ещё много интересных идей было воплощено библиотекарями, это и «Вол­шебный башмак», в котором можно было найти не только разнообразную обувь героев, но и сказки, в которых она встречается; и «Цветочное лукошко», полное цветов и описаний книг о них; и динозавр с компанией необычных сказочных героев, и книги, где они «живут»; и избушку на курьих ножках, открыв дверь которой настоящим ключиком можно выпустить на свободу книжку-раскладушку с замечательными сказками; и весёлый светофор с интересными загадками и стишками для детей, которые не знают правил дорожного движения и т.д. Библиотекари также проявляют чудеса изобретательности и творчества в расстановке фонда и оформлении наглядности библиотек. Они делают всё возможное для того, чтобы детям было удобно ориентироваться в фонде, и для того, чтобы они, придя в библиотеку, чувствовали себя участниками настоящего сказочного мира, где каждый найдёт себе занятие по интересу. Так, в детской библиотеке № 3 читатели с удовольствием путешествуют по улицам «Читай-города», посещая прекрасный семейный уголок с игрушками, книжками и мягким диваном, на котором можно посидеть и почитать любимые сказки малышу. Здесь же можно побродить между «домами» (это книжные стеллажи, только сделаны они в виде домов, а на крыше одного из них живет, конечно же, Карлсон), заглянуть в одно из окошек «дома» (это полки) и взять понравившуюся книгу. А вот в библиотеке № 8 можно увидеть сказочный домик — полочку, внутри которого «живут» книги для самых маленьких. Стоит малышу протянуть руку к светящемуся окошечку — и можно познакомиться с «жильцом» — книжкой–сказкой или встретить другого сказочного обитателя домика. Не менее интересна и предметная выставка «Губки бантиком и бровки домиком» для девочек-подростков, где каждая из них может найти себе нужную подсказку — как себя вести, как сделать макияж и многое другое. Каждая рубрика начинается словами из известной песни о красоте, моде и тут же предлагается заглянуть в волшебное зеркало, полюбоваться красивой шкатулкой, примерить необычные бусы … Нестандартная подача материала, присутствие игровых элементов сделала эту выставку и представленную на ней литературу очень популярной среди подростков. В детской библиотеке № 2 библиотекари решили с помощью игры привлечь внимание детей к книгам по природоведению. Ими была сделана «живая» выставка растений (комнатных и экзотических), где среди живых экземпляров растений стояли книги, в которых можно прочитать о свойствах того или иного растения. Эта выставка имела чрезвычайный успех у читателей, некоторым из них даже подарили интересные экземпляры растений, многие заинтересовались этой темой и продолжили изучение литературы на эту тему и дальше. Интересные игровые акции для своих читателей проводят работники библиотеки № 7, например, акция «Услада юного бизнесмена», это когда библиотека предлагает читателю «сделку»: он приводит задолжника и в качестве вознаграждения получает сладкий приз. В результате этой акции в библиотеку вернулось около ста книг. Условия игры, предложенные библиотекарями, необычны — детям весело, а нам — польза. Интересна супер-викторина «Преданней собаки нету существа». Чтобы ответить на вопросы викторины, нужно прочитать книги о собаках, рекомендованные библиотекарем. Победитель получает прямо с книжной полки литровую бутылку сладкой воды, спрятанную в туловище игрушечной собаки (кстати, сделанной тоже детьми).

Игровая зона для детей в Центральной библиотеке была всегда, но каждый раз мы стараемся её усовершенствовать, сделать более уютной, более интересной, где каждый ребёнок мог бы самовыразиться, выявить собственные интересы и выразить собственную индивидуальность. Детская библиотека сегодня (как заметил писатель А. Ли­ханов) — последняя баррикада Детского мира, и библиотекарям именно детской библиотеки хотелось бы, чтобы малышей у нас встречала атмосфера тепла и яркого детства, разнообразие занятий и интересов. Для желающих отдохнуть и почитать в тишине и одиночестве — необычный разноцветный автобус-палатка «Библиотека на колёсах», полный книг и детских журналов, в который они могут залезть, поваляться на мягких подушках, почитать; для желающих поиграть — настольные игры, где каждый может проявить себя и свою фантазию; для тех, кто любит «пошуметь» — караоке с большим выбором песен, а для киноманов — видеопутешествия.

Большое внимание библиотекари, работающие с малышами, уделяют необычной расстановке фонда, книжным выставкам — ведь именно они создают «лицо» отдела. Именно дети подтолкнули библиотекарей к созданию интересной выставки «Как стать принцессой?», на которой маленькие модницы найдут книги о том, как стать красивой, сказки об известных принцессах, даже сундучок с украшениями, которые каждая желающая может примерить на себя. А представляют эту выставку, конечно же, шикарные куклы — настоящие принцессы.

Все библиотекари знают, как трудно провести библиографический урок. Учителя не всегда отзываются на приглашение в библиотеку (порой просто не хватает времени), а дети частенько очень невнимательны на таких уроках. Поэтому библиотекари детских библиотек всегда проводят уроки по формированию информационной грамотности в игровой форме. Это и игровая экскурсия для малышей «Почемучка в стране энциклопедий», литературное турне «Как выбрать книгу для обучения и интересное для чтения», литературный ринг «Как пройти в страну чудес через страшный темный лес», весёлый урок «Библио­течный поезд», игра-поиск «Энциклопедии языкатой Хвеськи», «Межпланетный полёт по галактике «Библиотека». Старшеклассники с удовольствием проводят время в библиотечном круизе «1000 мудрецов под одной крышей живут», участвуют в пресс-аукционе «Журнальная империя», играют в «Фонд Буаяр», участвуют в игре «След­ствие ведёт библиограф» и др. Интересные формы, увлекательные названия и сюжеты — вот главное в работе с детьми, и будьте уверены — предложенный материал гораздо быстрее запомнится детям. Даже такое серьезное занятие, как получение информации на автоматизированных рабочих местах (а их в центральной библиотеке 5 и в библиотеках-филиалах — 3), превращается для многих наших читателей в игру. Ведь им приходится работать не только с картотеками и каталогами, но и с развивающими, обучающими программами, детскими энциклопедиями, словарями, справочниками на CDROM (кстати, их в библиотеке более 400). Работая с электронными носителями информации, дети 7–12 лет в игровой форме изучают английский язык, получают знания по математике, химии, биологии, физике, в их распоряжении трехмерные атласы Земли, которые позволяют им «усо­вершенствовать» этот мир. Малыши в возрасте 4–6 лет с удовольствием погружаются в виртуальные миры с различными мультимедийными игровыми видеокурсами из серий «Готовимся к школе», «Баба Яга учится читать», «Пан Коцький говорит по-английски», «Учимся рисовать» и др. Сказочные герои помогают малышам получать первые навыки письма, чтения, рисования. Дети с удовольствием занимаются компьютерной анимацией, а затем с гордостью демонстрируют одноклассникам мультфильмы, созданные своими руками. Таким образом, наши малыши учатся, даже не замечая этого, потому что учатся играя.

Мультимедийная игра — обязательный элемент каждого зрелищного мероприятия, проводимого в библиотеке. Библиотека обладает всеми необходимыми для этого ресурсами: зрительный зал оборудован компьютером, домашним кинотеатром с караоке, CD-проектором с большим экраном. Так, например, во время проведения мероприятий краеведческой тематики, таких, как «Город Николаев в улицах и лицах», «Виртуаль­ные прогулки по старому Николаеву», используется электронная карта нашего города, по которой дети с удовольствием путешествуют, определяя местонахождение исторических памятников, музеев и т.д. А сколько радости в их глазах, когда они находят на этой карте свою улицу, свой дом или свою школу. Подобную информацию разыскивают ребята и в Интернет, к счастью, наш город обладает веб-ресурсами, позволяющими производить такой поиск. Занятия по воспитанию информационной культуры читателей тоже стараемся обязательно проводить в игровой форме с привлечением всех возможных ресурсов. Например, пользоваться справочно-библиогра­фическим аппаратом библиотеки пятиклассники учатся во время игры–путешествия «Электронный зоопарк». Находят они информацию о различных животных в электронном каталоге, в справочниках, энциклопедиях, на CDROM и в Интернет. Очень интересным для ребят оказалось путешествие по веб-сайту николаевского зоопарка, а апофеозом мероприятия стала презентация компакт-диска «Веселый зоопарк». Этот диск–раскраска, выпущенный к 100-летию местного зоопарка, моментально стал хитом не только среди детей, но и среди библиотекарей. Виртуальные викторины, путешествия в мир литературных героев, веблиографические экскурсии, путешествия по веб-сайтам — это только небольшой перечень игровых мероприятий, практикуемых в библиотеке.

Конечно же, создавая веб-сайт библиотеки, мы не могли упустить шанс сделать его не только информативным, ярким, красочным, но и игровым. Все наши собственные электронные ресурсы для детей, выставленные на сайте, сделаны с максимальным использованием игровых методов и приемов. Об этом свидетельствуют два крупных электронных ресурса — путеводитель по журналам для детей школьного возраста от 5 до 10 лет «Познавай и удивляйся» и развлекательно-познавательный электронный путеводитель по журналам для тинейджеров «Сплошные интересности». Построены они приблизительно по одному типу, но хочется остановить ваше внимание на путеводителе для малышей. «Меня зовут Тиграсик. Я очень умный, начитанный и жизнерадостный, потому что живу в детской библиотеке. Приглашаю всех, кому от 5 до 10 лет, кто любит почитать, посмеяться, поиграть, совершить увлекательное путешествие по страницам веселых, познавательных, интересных детских журналов», — так встречает посетителей мультипликационный тигренок — экскурсовод по путеводителю для малышей. А дальше перед детьми открывается целое море разнообразных журналов, которые можно почитать, а можно с ними и поиграть. Тигренок Тиграсик и система гиперссылок позволяет пользователям в режиме on-line не только «поли­стать» страницы рекомендуемых журналов, но попробовать свои силы в разгадывании ребусов, кроссвордов, сразиться с героями журналов в интересных развивающих играх. Позднее у нас появился опыт создания виртуальных книжных выставок. С помощью выставки «Из дальних странствий возвратясь» мы решили обратить внимание наших читателей-подростков на незаслуженно забытые книги. Чтобы сделать выбор книг осмысленным и интересным, мы использовали игровые моменты. Виртуальная выставка выполнена в стиле реальной, т.е. книжку можно «взять с полки», рассмотреть, почитать, а можно узнать побольше об авторе. В этом помогают ссылки на различные веб-ресурсы. Таким образом, самый занятой подросток, у которого нет времени на поиск литературы и на ее чтение, все-таки может перелистать хотя бы электронные страницы той или иной книги.

Дети обожают животных и игры с ними. Поэтому настоящим открытием стала виртуальная игра–викторина «Кис–кис», которую мы проводили в режиме on-line, выставив на библиотечном веб-сайте. Малыши с интересом отвечали на немудреные вопросы по сказкам о котах, для чего им заранее пришлось прочитать рекомендованные книги. Всем детям нравится путешествовать, и все они интересуются таинственными вещами. Учитывая эти истины, мы создали свое последнее детище — веблиографическое путешествие «Чу­десные приключения в волшебном чулане». Создан ресурс в стиле игры–бродилки для детей 2–5 классов. Сюжет таков: однажды любопытные друзья Катруся и Тарасик в поисках приключений забрались в старый пыльный и заброшенный чулан. Волшебные вещи, которые они там обнаружили, — часы, шляпа и башмаки помогают маленьким путешественникам попасть в мир сказки. Поэтому и разделы выставки называются соответственно. В разделе «Волшебная шляпа» представлены сказки, в которых этот головной убор играет важную роль: «Муми-тролль и шляпа Чародея» Туве Янссона, «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова, «Приключения барона Мюнхаузена» Рудольфа Эриха Распе и другие. Кликнув на обложку той или иной книги, дети видят библиографическое описание книги, небольшую аннотацию. Персонаж Сказка, от имени которого ведется повествование, предлагает пользователю в режиме on-line ознакомиться с ее содержанием. Тексты сказок подобраны в различных электронных библиотеках. Мы сделали подборки ссылок на сайты, где встречается информация о сказочных, мифических вещах, об экранизациях упоминаемых сказок, интересные сведения об истории их создания. Нам удалось подобрать CDROM с развивающими играми, которые служат прекрасным дополнением к текстам сказок. Таким образом, приключения сказочных героев и виртуальных читателей–путешественников продолжаются. Благодаря этому, прочитав сказку, ребенок имеет возможность приобрести и другие навыки: научиться рисовать, моделировать одежду, получить дополнительные знания. Разделы «Волшебные башмаки» и «Волшебные часы» построены по аналогичному принципу. Новый ресурс с восторгом был принят нашими читателями, причем не только возрастной категорией, на которую мы рассчитывали, но и более старшими детьми и даже их родителями. Практика показывает, что дети с необычайной легкостью адаптируются в реальном и виртуальном мире благодаря игре. Детская библиотека сегодня использует разнообразные формы и методы игровой деятельности с тем, чтобы помочь ребенку найти свой путь к книге и информации.

 

Для редагування, видалення інформаціі про дитину з сайту або повідомлення про нелегальний контент Ви можете звернутися за адресою: library@chl.kiev.ua

 
Останнє оновлення: 27.11.2024
© 1999-2010р. Національна бібліотека України для дітей