Національна бібліотека України для дітей
     
Віртуальна довідка1
Наша адреса:
03190, Київ, вул. Януша Корчака, 60
 
Написать письмо
 
 
 
   
Пошук по сайту  
 
Пропустить Навигационные Ссылки.
Про бібліотеку
Загальна інформація
Режим роботи
Структура
Контакти
"Вікно в Америку"
Бібліотека в медіа
Спонсори
Благодійний фонд розвитку
Державні закупівлі
Вакансії
Послуги та сервіси
Новини
Замовлення екскурсій
Бібліотечні події
Онлайн-проєкти
Читацькі об'єднання
Психологічна служба
Віртуальна довідка
Версія для слабозорих
Електронні ресурси
Електронний каталог
Електронна бібліотека
Медіатека
Видання бібліотек для дітей
Віртуальні книжкові виставки
Інтерактивні ресурси
Ключ
Почитайко
Т.Г. Шевченко для дітей
Бібліотека у форматі Д°
Музей книги
Творчість дітей
Пам'ятні літературні дати
Вибрані інтернет-ресурси
Для дітей
Для дорослих
Дитячі бібліотеки в інтернет
Це важливо знати
Читання - справа сімейна
ІнфоТека для дітей
ІнфоТека для дорослих
Інтернет-безпека для дітей
Інтернет-безпека для батьків
На допомогу бібліотекареві
Професійні новини
Бібліотеки України для дітей
Мережа бібліотек України для дітей
Національна секція IBBY
Асоціація дитячих бібліотекарів
Сторінка методиста
Проєкт "КОРДБА"
Інформаційна культура користувачів
Бібліотека + IT
Нові книги України
Книги обмінного фонду
Відкриття. Нововведення. Досвід

Яна Бондаренко, Ирина Базиленко,
Центральная библиотека для детей, г. Николаев

Книжки, в которые играют, игры, которые читают: игровая деятельность как одно из направлений работы детской библиотеки

Игра — необходимая составляющая здорового развития ребёнка. Игра для детей — это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве, времени, вещах, животных, людях и их взаимоотношениях. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в символическом мире смыслов и ценностей, они исследуют, экспериментируют, обучаются. Одна из основных задач библиотекаря — используя современные методики, предложить ребёнку интересные формы игры, помогая тем самым ему через игру самовыразиться, выявить собственные читательские интересы, овладеть ценностями культуры и культурой чтения, выразить собственную индивидуальность.

Детские библиотеки г. Николаева вот уже более десяти лет осуществляют углублённое изучение игровой деятельности и успешно внедряют её практически во все сферы библиотечной работы. Из опыта работы с детьми разных возрастных категорий библиотекари давно сделали вывод, что крайне необходимо применять в своей деятельности игру или её элементы, будь то зрелищное мероприятие, беседа, обзор, список литературы или даже традиционный библиографический урок. Если всё вышеперечисленное содержит элементы игры, то и воспринимается детьми с неизменным интересом, делается более доступным для понимания и лучше запоминается. В своей работе (особенно в последнее время) библиотекари это стараются учитывать. Все мы знаем, как порой бывают скучны традиционные списки литературы — читатели (особенно дети) обращаются к ним без особого интереса, а то и вовсе не хотят с ними работать. А ведь не секрет, что такая форма информирования очень эффективна для развития кругозора юного читателя, она повышает уровень его библиографической грамотности, культуры чтения, формирует и стимулирует его интерес к чтению, к книге. Поэтому и возникла идея у работников центральной библиотеки провести общесистемный конкурс среди библиотек-филиалов на лучшее библиографическое пособие, цель которого — повысить популярность библиографической продукции у читателей, создав необычные и принципиально новые информационные списки. Учитывая, что наша аудитория детская, перед нами встал вопрос — как сделать скучное увлекательным и полезным одновременно, и было решено — что же может быть лучше игрушки? Подобный конкурс стимулировал творческий процесс у самих библиотекарей, а следствием стали потрясающие библиографические игрушки: «Аквариум», где «живут» рыбки, крабы и другие обитатели водоемов, на спинках которых находятся описания книг, в которых можно найти информацию о любом морском обитателе. Но как в неё играть? К каждому «экспонату» прикрепили обычную металлическую скрепку, изготовили настоящую, но очень маленькую удочку с магнитом на конце — любой читатель теперь с удовольствием «ходит на рыбалку», вытягивая не только рыбку, но и заодно получая интересную книгу. Эта игрушка пользуется огромной популярностью не только у маленьких читателей, но и у старшеклассников. Здесь нельзя не отметить еще один библиографический «шедевр». Это настоящий замок с вампирами, привидениями, скелетами, полный тайн и загадок. За каждой дверью читателя ждёт настоящий сюрприз: скелет с описанием книги и аннотацией на неё, старый сундук с пергаментом (на котором опять-таки описание книги), появляющееся из дверей привидение и т.д. Это пособие — дань ныне популярным «ужастикам», детективам и фэнтэзи. Но надо сказать, что литература, представленная в списке — лучшие образцы этого жанра (Э. По, Дж. Толки­ен, Дж. Ролинг). И ещё много интересных идей было воплощено библиотекарями, это и «Вол­шебный башмак», в котором можно было найти не только разнообразную обувь героев, но и сказки, в которых она встречается; и «Цветочное лукошко», полное цветов и описаний книг о них; и динозавр с компанией необычных сказочных героев, и книги, где они «живут»; и избушку на курьих ножках, открыв дверь которой настоящим ключиком можно выпустить на свободу книжку-раскладушку с замечательными сказками; и весёлый светофор с интересными загадками и стишками для детей, которые не знают правил дорожного движения и т.д. Библиотекари также проявляют чудеса изобретательности и творчества в расстановке фонда и оформлении наглядности библиотек. Они делают всё возможное для того, чтобы детям было удобно ориентироваться в фонде, и для того, чтобы они, придя в библиотеку, чувствовали себя участниками настоящего сказочного мира, где каждый найдёт себе занятие по интересу. Так, в детской библиотеке № 3 читатели с удовольствием путешествуют по улицам «Читай-города», посещая прекрасный семейный уголок с игрушками, книжками и мягким диваном, на котором можно посидеть и почитать любимые сказки малышу. Здесь же можно побродить между «домами» (это книжные стеллажи, только сделаны они в виде домов, а на крыше одного из них живет, конечно же, Карлсон), заглянуть в одно из окошек «дома» (это полки) и взять понравившуюся книгу. А вот в библиотеке № 8 можно увидеть сказочный домик — полочку, внутри которого «живут» книги для самых маленьких. Стоит малышу протянуть руку к светящемуся окошечку — и можно познакомиться с «жильцом» — книжкой–сказкой или встретить другого сказочного обитателя домика. Не менее интересна и предметная выставка «Губки бантиком и бровки домиком» для девочек-подростков, где каждая из них может найти себе нужную подсказку — как себя вести, как сделать макияж и многое другое. Каждая рубрика начинается словами из известной песни о красоте, моде и тут же предлагается заглянуть в волшебное зеркало, полюбоваться красивой шкатулкой, примерить необычные бусы … Нестандартная подача материала, присутствие игровых элементов сделала эту выставку и представленную на ней литературу очень популярной среди подростков. В детской библиотеке № 2 библиотекари решили с помощью игры привлечь внимание детей к книгам по природоведению. Ими была сделана «живая» выставка растений (комнатных и экзотических), где среди живых экземпляров растений стояли книги, в которых можно прочитать о свойствах того или иного растения. Эта выставка имела чрезвычайный успех у читателей, некоторым из них даже подарили интересные экземпляры растений, многие заинтересовались этой темой и продолжили изучение литературы на эту тему и дальше. Интересные игровые акции для своих читателей проводят работники библиотеки № 7, например, акция «Услада юного бизнесмена», это когда библиотека предлагает читателю «сделку»: он приводит задолжника и в качестве вознаграждения получает сладкий приз. В результате этой акции в библиотеку вернулось около ста книг. Условия игры, предложенные библиотекарями, необычны — детям весело, а нам — польза. Интересна супер-викторина «Преданней собаки нету существа». Чтобы ответить на вопросы викторины, нужно прочитать книги о собаках, рекомендованные библиотекарем. Победитель получает прямо с книжной полки литровую бутылку сладкой воды, спрятанную в туловище игрушечной собаки (кстати, сделанной тоже детьми).

Игровая зона для детей в Центральной библиотеке была всегда, но каждый раз мы стараемся её усовершенствовать, сделать более уютной, более интересной, где каждый ребёнок мог бы самовыразиться, выявить собственные интересы и выразить собственную индивидуальность. Детская библиотека сегодня (как заметил писатель А. Ли­ханов) — последняя баррикада Детского мира, и библиотекарям именно детской библиотеки хотелось бы, чтобы малышей у нас встречала атмосфера тепла и яркого детства, разнообразие занятий и интересов. Для желающих отдохнуть и почитать в тишине и одиночестве — необычный разноцветный автобус-палатка «Библиотека на колёсах», полный книг и детских журналов, в который они могут залезть, поваляться на мягких подушках, почитать; для желающих поиграть — настольные игры, где каждый может проявить себя и свою фантазию; для тех, кто любит «пошуметь» — караоке с большим выбором песен, а для киноманов — видеопутешествия.

Большое внимание библиотекари, работающие с малышами, уделяют необычной расстановке фонда, книжным выставкам — ведь именно они создают «лицо» отдела. Именно дети подтолкнули библиотекарей к созданию интересной выставки «Как стать принцессой?», на которой маленькие модницы найдут книги о том, как стать красивой, сказки об известных принцессах, даже сундучок с украшениями, которые каждая желающая может примерить на себя. А представляют эту выставку, конечно же, шикарные куклы — настоящие принцессы.

Все библиотекари знают, как трудно провести библиографический урок. Учителя не всегда отзываются на приглашение в библиотеку (порой просто не хватает времени), а дети частенько очень невнимательны на таких уроках. Поэтому библиотекари детских библиотек всегда проводят уроки по формированию информационной грамотности в игровой форме. Это и игровая экскурсия для малышей «Почемучка в стране энциклопедий», литературное турне «Как выбрать книгу для обучения и интересное для чтения», литературный ринг «Как пройти в страну чудес через страшный темный лес», весёлый урок «Библио­течный поезд», игра-поиск «Энциклопедии языкатой Хвеськи», «Межпланетный полёт по галактике «Библиотека». Старшеклассники с удовольствием проводят время в библиотечном круизе «1000 мудрецов под одной крышей живут», участвуют в пресс-аукционе «Журнальная империя», играют в «Фонд Буаяр», участвуют в игре «След­ствие ведёт библиограф» и др. Интересные формы, увлекательные названия и сюжеты — вот главное в работе с детьми, и будьте уверены — предложенный материал гораздо быстрее запомнится детям. Даже такое серьезное занятие, как получение информации на автоматизированных рабочих местах (а их в центральной библиотеке 5 и в библиотеках-филиалах — 3), превращается для многих наших читателей в игру. Ведь им приходится работать не только с картотеками и каталогами, но и с развивающими, обучающими программами, детскими энциклопедиями, словарями, справочниками на CDROM (кстати, их в библиотеке более 400). Работая с электронными носителями информации, дети 7–12 лет в игровой форме изучают английский язык, получают знания по математике, химии, биологии, физике, в их распоряжении трехмерные атласы Земли, которые позволяют им «усо­вершенствовать» этот мир. Малыши в возрасте 4–6 лет с удовольствием погружаются в виртуальные миры с различными мультимедийными игровыми видеокурсами из серий «Готовимся к школе», «Баба Яга учится читать», «Пан Коцький говорит по-английски», «Учимся рисовать» и др. Сказочные герои помогают малышам получать первые навыки письма, чтения, рисования. Дети с удовольствием занимаются компьютерной анимацией, а затем с гордостью демонстрируют одноклассникам мультфильмы, созданные своими руками. Таким образом, наши малыши учатся, даже не замечая этого, потому что учатся играя.

Мультимедийная игра — обязательный элемент каждого зрелищного мероприятия, проводимого в библиотеке. Библиотека обладает всеми необходимыми для этого ресурсами: зрительный зал оборудован компьютером, домашним кинотеатром с караоке, CD-проектором с большим экраном. Так, например, во время проведения мероприятий краеведческой тематики, таких, как «Город Николаев в улицах и лицах», «Виртуаль­ные прогулки по старому Николаеву», используется электронная карта нашего города, по которой дети с удовольствием путешествуют, определяя местонахождение исторических памятников, музеев и т.д. А сколько радости в их глазах, когда они находят на этой карте свою улицу, свой дом или свою школу. Подобную информацию разыскивают ребята и в Интернет, к счастью, наш город обладает веб-ресурсами, позволяющими производить такой поиск. Занятия по воспитанию информационной культуры читателей тоже стараемся обязательно проводить в игровой форме с привлечением всех возможных ресурсов. Например, пользоваться справочно-библиогра­фическим аппаратом библиотеки пятиклассники учатся во время игры–путешествия «Электронный зоопарк». Находят они информацию о различных животных в электронном каталоге, в справочниках, энциклопедиях, на CDROM и в Интернет. Очень интересным для ребят оказалось путешествие по веб-сайту николаевского зоопарка, а апофеозом мероприятия стала презентация компакт-диска «Веселый зоопарк». Этот диск–раскраска, выпущенный к 100-летию местного зоопарка, моментально стал хитом не только среди детей, но и среди библиотекарей. Виртуальные викторины, путешествия в мир литературных героев, веблиографические экскурсии, путешествия по веб-сайтам — это только небольшой перечень игровых мероприятий, практикуемых в библиотеке.

Конечно же, создавая веб-сайт библиотеки, мы не могли упустить шанс сделать его не только информативным, ярким, красочным, но и игровым. Все наши собственные электронные ресурсы для детей, выставленные на сайте, сделаны с максимальным использованием игровых методов и приемов. Об этом свидетельствуют два крупных электронных ресурса — путеводитель по журналам для детей школьного возраста от 5 до 10 лет «Познавай и удивляйся» и развлекательно-познавательный электронный путеводитель по журналам для тинейджеров «Сплошные интересности». Построены они приблизительно по одному типу, но хочется остановить ваше внимание на путеводителе для малышей. «Меня зовут Тиграсик. Я очень умный, начитанный и жизнерадостный, потому что живу в детской библиотеке. Приглашаю всех, кому от 5 до 10 лет, кто любит почитать, посмеяться, поиграть, совершить увлекательное путешествие по страницам веселых, познавательных, интересных детских журналов», — так встречает посетителей мультипликационный тигренок — экскурсовод по путеводителю для малышей. А дальше перед детьми открывается целое море разнообразных журналов, которые можно почитать, а можно с ними и поиграть. Тигренок Тиграсик и система гиперссылок позволяет пользователям в режиме on-line не только «поли­стать» страницы рекомендуемых журналов, но попробовать свои силы в разгадывании ребусов, кроссвордов, сразиться с героями журналов в интересных развивающих играх. Позднее у нас появился опыт создания виртуальных книжных выставок. С помощью выставки «Из дальних странствий возвратясь» мы решили обратить внимание наших читателей-подростков на незаслуженно забытые книги. Чтобы сделать выбор книг осмысленным и интересным, мы использовали игровые моменты. Виртуальная выставка выполнена в стиле реальной, т.е. книжку можно «взять с полки», рассмотреть, почитать, а можно узнать побольше об авторе. В этом помогают ссылки на различные веб-ресурсы. Таким образом, самый занятой подросток, у которого нет времени на поиск литературы и на ее чтение, все-таки может перелистать хотя бы электронные страницы той или иной книги.

Дети обожают животных и игры с ними. Поэтому настоящим открытием стала виртуальная игра–викторина «Кис–кис», которую мы проводили в режиме on-line, выставив на библиотечном веб-сайте. Малыши с интересом отвечали на немудреные вопросы по сказкам о котах, для чего им заранее пришлось прочитать рекомендованные книги. Всем детям нравится путешествовать, и все они интересуются таинственными вещами. Учитывая эти истины, мы создали свое последнее детище — веблиографическое путешествие «Чу­десные приключения в волшебном чулане». Создан ресурс в стиле игры–бродилки для детей 2–5 классов. Сюжет таков: однажды любопытные друзья Катруся и Тарасик в поисках приключений забрались в старый пыльный и заброшенный чулан. Волшебные вещи, которые они там обнаружили, — часы, шляпа и башмаки помогают маленьким путешественникам попасть в мир сказки. Поэтому и разделы выставки называются соответственно. В разделе «Волшебная шляпа» представлены сказки, в которых этот головной убор играет важную роль: «Муми-тролль и шляпа Чародея» Туве Янссона, «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова, «Приключения барона Мюнхаузена» Рудольфа Эриха Распе и другие. Кликнув на обложку той или иной книги, дети видят библиографическое описание книги, небольшую аннотацию. Персонаж Сказка, от имени которого ведется повествование, предлагает пользователю в режиме on-line ознакомиться с ее содержанием. Тексты сказок подобраны в различных электронных библиотеках. Мы сделали подборки ссылок на сайты, где встречается информация о сказочных, мифических вещах, об экранизациях упоминаемых сказок, интересные сведения об истории их создания. Нам удалось подобрать CDROM с развивающими играми, которые служат прекрасным дополнением к текстам сказок. Таким образом, приключения сказочных героев и виртуальных читателей–путешественников продолжаются. Благодаря этому, прочитав сказку, ребенок имеет возможность приобрести и другие навыки: научиться рисовать, моделировать одежду, получить дополнительные знания. Разделы «Волшебные башмаки» и «Волшебные часы» построены по аналогичному принципу. Новый ресурс с восторгом был принят нашими читателями, причем не только возрастной категорией, на которую мы рассчитывали, но и более старшими детьми и даже их родителями. Практика показывает, что дети с необычайной легкостью адаптируются в реальном и виртуальном мире благодаря игре. Детская библиотека сегодня использует разнообразные формы и методы игровой деятельности с тем, чтобы помочь ребенку найти свой путь к книге и информации.

 

Для редагування, видалення інформаціі про дитину з сайту або повідомлення про нелегальний контент Ви можете звернутися за адресою: library@chl.kiev.ua

 
Останнє оновлення: 01.10.2025
© 1999-2010р. Національна бібліотека України для дітей